Марк Кьюбан: Интернет, баскетбол и цифровое телевидение

22 сентябрь, 2004 - 23:00Александр Москалюк
Марк Кьюбан Интернет, баскетбол и цифровое телевидениеДеловой путь будущего магната спорт- и Интернет-индустрии начался в 12 лет. Ребенок, выросший в рабочей семье, занялся продажей мешков для мусора своим соседям. Вспоминая о том времени сегодня, Кьюбан говорит, что тогда у него были не совсем ровные зубы и чудаковатые очки. Несмотря на внешние недостатки, Кьюбан умел продавать товар и чувствовать рынок.

Выбрав из десятки наиболее известных американских вузов самый дешевый, Кьюбан поступил в университет штата Индиана, расплачиваясь за каждый семестр из своего кармана. Марк зарабатывал на жизнь, давая уроки танго, а почтовая пирамида, основанная им, позволила оплатить один семестр обучения.

В 1983 г. Кьюбан решает на время связать свою жизнь с компьютерами и основывает компанию MicroSolutions, которая занимается созданием программного обеспечения для интеграции систем. "Клиенту нельзя говорить "нет", -- вспоминает он уроки, преподнесенные MicroSolutions. -- вам нужно, чтобы программа работала с dBase? Без проблем. Вы хотите, чтобы программа была сделана на Basic? Будет сделано". К 1990 г. фирма, руководитель которой исповедовал идеологию "любой каприз -- за ваши деньги", зарабатывала 30 млн. долл. в год, после чего Кьюбан продал ее компании CompuServe (последняя позже стала частью America Online). С миллионами в кармане Кьюбан вполне бы мог прожить остаток жизни на доходы с банковского счета, однако душа предпринимателя требовала новых рисков.

В 1995 г. молодой миллионер, заработавший деньги в компьютерной индустрии и увлекавшийся баскетболом в свободное время, решил объединить свои два пристрастия. Кьюбан предугадал бурный рост WWW и к концу 1998 г. запустил собственный Web-проект. Компания Broadcast.com размещала на своем сайте видео- и аудиофайлы, делая особый упор на спортивные события и популярный тогда судебный процесс с участием Президента США Билла Клинтона. Broadcast.com аккумулировала видео-файлы в Интернете, предлагая своим посетителям единый портал для доступа к последним новостям, спортивным матчам и судебным слушаниям. Одновременно компания не забывала продавать рекламные ролики, небезосновательно утверждая, что сайт посещают умные, образованные и богатые люди (действительно, кто еще в 1998 г. мог позволить себе широкий канал, достаточный для просмотра видео в Интернете?).

Broadcast.com подала документы на первичную эмиссию акций, и в разгар бума доткомов 300 сотрудников компании внезапно стали миллионерами. Атмо-сфера, созданная Кьюбаном в Broadcast.com, удивляла многих представителей делового мира -- гендиректор фирмы умел заставить людей полностью посвящать себя работе за скромные $10 в час, предлагая в качестве дополнительного стимула опционы на покупку акций компаний. В 1999 г. Кьюбан перестал быть миллионером -- продав Broadcast.com компании Yahoo! за 5,7 млрд. долл., он положил на свой счет два с лишним миллиарда. Казалось бы, пришло время пожить в свое удовольствие и уйти из бизнеса...

День святого Валентина в 2000 г. Кьюбан посвятил любви своего детства. За 28 млн. долл. он купил баскетбольную команду Dallas Mavericks, выступавшую в Национальной баскетбольной ассоциации, однако не отличавшуюся особыми успехами. Кьюбан пообещал поставить команду на ноги. Используя Интернет для общения с подчиненными и болельщиками команды, Кьюбан существенно улучшил баскетбольный стадион в Далласе, прислушался к мнению одного фаната, который порекомендовал табло, видное с любой точки, и призвал всех тех, кому небезразлична судьба команды, обсуждать проблемы публично.

Кьюбана нельзя назвать самым вежливым бизнесменом, и штрафы со стороны NBA не заставили себя ждать. Он был недоволен правилами ассоциации, работой судей, составлением календаря игр и нередко становился объектом критики со стороны представителей NBA. В одном из своих эмоциональных выступлений Кьюбан выразил сомнение в способности президента ассоциации успешно управлять организацией. "Он не смог бы управлять и Dairy Queen", -- в сердцах заявил Кьюбан, имея в виду популярные американские рестораны быстрого питания, специализирующиеся на приготовлении мороженого и сладостей. В результате Кьюбана нажил себе врагов и в NBA, и в Dairy Queen. То ли прося извинения, то ли в попытке доказать свою правоту, Кьюбан провел день в должности менеджера и клерка одного из ресторанов Dairy Queen в Далласе. По признанию владельцев, это был один из самых удачных дней в истории ресторана -- поклонники Dallas Mavericks выстроились в очередь длиной в несколько кварталов, желая получить порцию мороженого лично из рук владельца любимой команды.

Очевидцы утверждают, что Кью-бан -- это прежде всего источник энергии и только потом миллиардер. Владелец Mavericks живет в особняке в пригороде Далласа, однако из нескольких десятков комнат использует всего две-три. Его "рабочий терминал" -- это пять компьютеров с еще большим количеством мониторов, на каждом из которых происходит что-то, интересующее Кьюбана в данный момент. Когда Кьюбан понял, что в интересах команды, а также ряда других предприятий ему придется путешествовать по всей стране, он купил себе личный самолет. Будучи весьма занятым представителем эпохи доткомов, Кьюбан решил не тратить время на посещение салонов и ангаров производителей, сделав покупку в Интернете. И до сегодняшнего дня счет в 41 млн. долл., оплаченный Кьюбаном, является рекордным в истории электронной коммерции.

В середине марта этого года по адресу www.blogmaverick.com Марк Кьюбан открыл собственный Web-дневник. На данный момент это единственный дневник, принадлежащий владельцу NBA-команды, а также единственный дневник, принадлежащий миллиардеру, хотя источники в Microsoft утверждают, что в ближайшее время собственный дневник может завести глава правления компании Билл Гейтс (Bill Gates).

Однако увлечения Интернет-миллиардера не ограничиваются только спором. В компании с Тоддом Вагнером (Todd Wagner), с которым Марк вместе запускал Broadcast.com, он выкупил сеть кинотеатров Landmark Theatres и спутникового вещателя HD Net. Кьюбан собирается создать собственную сеть цифрового телевидения, где программы передаются по спутникам и моментально транслируются в его же кинотеатрах. Осталось дождаться появления контента, который можно будет транслировать в цифровом формате. Но и это не проблема -- Кьюбан и Вагнер покупают киностудию Magolia Pictures.

В начале сентября на американском национальном канале ABC появится реалити-шоу, где главным героем станет Марк Кьюбан. Участники передачи будут соревноваться за 1 млн. долл., который миллиардер подарит победителю. Уже сегодня в Web-дневнике Кьюбана можно найти достаточно много подробностей о шоу The Benefactor, однако деталей телепрограммы Кьюбан пока не раскрывает.

Кьюбан также активно участвует в Интернет-рынке в качестве инвестора. По собственному признанию, он не читает финансовых отчетов и не слушает рекомендаций аналитиков. Он инвестирует в компании, коман-ды которых знает лично и в руководство которых верит. Один из его проектов -- поисковик Mamma.com, работающий уже весьма давно. На днях Кьюбан купил пакет акций еще одной поисковой компании -- IceRocket, которая предлагает существенно улучшить процесс поиска, а также занимается индексацией фотосайтов для более глубокого поиска изображений.