Марисса и Yahoo!

19 июль, 2012 - 09:10Александр Москалюк

Марисса Майер заступает на руководящий пост в компании, которой сегодня впору именоваться холдингом. Доля Yahoo! в китайском Alibaba оценена в $14 млрд, доля в японской Yahoo! Japan (самостоятельное юридическое лицо) – в $6,5 млрд. По состоянию на 31 марта этого года на счету компании было $2,2 млрд. Рыночная капитализация Yahoo! сегодня – $19,08 млрд. Продукт *.yahoo.com сегодня инвесторами оценен не просто в ноль, а в негатив – нагрузку, которая мешает удачливому интернет-инвестору в азиатские активы уволить весь народ, кроме управляющих активами.

За исключением различных тактических разногласий, которые возникают в любой компании при любых начальниках, о Мариссе отзываются сугубо позитивно. Один из ее масштабных проектов в Google – это страница универсального поиска, объединяющая результаты текстового Вэба, картинок, видео, новостей и т.д. Подобный подход сегодня поможет и Yahoo!, у которой вроде как и есть успешные проекты (News, Finance, Flickr), но хромает интеграция. Более глубокая проблема компании, которая оказалась не по зубам целому ряду гендиректоров до Майер – это устаревшая система продажи рекламы (кто-нибудь пробовал купить рекламу на Yahoo! для своего магазина долларов этак на 30-40?) и организационная структура, выстроенная вокруг "премиум"-рекламы и команды продажников, бонусы которых зависят от крупных контрактов с крупными рекламодателями.

Предыдущие попытки адаптировать компанию под изменчивый мир интернет-рекламы оказались полупопытками – Yahoo! купила Right Media и Blue Lithium, весьма активных "обменщиков" на рынке более дешевой медийной рекламы, однако интеграция относительно дешевых площадок, выигрывающих за счет количества, а не качества рекламы, с "премиальными" страницами Yahoo! как-то затормозилась. В итоге Yahoo! купила "платформу для народных публикаций" (в самом народе категория продукта более известна как блог-спам – перепись популярных новостей с целью заработать свою копейку с доли поискового трафика), позволив "дешевым" продажникам обслуживать "дешевые" площадки.

На фоне такого бардака вычистить авгиевы конюшни Yahoo! пытался не один гендиректор (перепись внутренней рекламной платформы запускалась еще в далеком 2006 г., когда сиреневый бэджик сотрудника был и у меня), но самая большая проблема – весь этот цирк из квартала в квартал приносит прибыль. Легко менять стратегию и радикально перекраивать компанию на фоне убытков либо банкротства, труднее всего это делать на фоне той краткосрочной финансовой стабильности, которую Yahoo! демонстрирует сегодня.