Магия цифровой живописи Vue 5 Esprit

15 декабрь, 2004 - 00:00Артем Юрченко
В свое время мы уже писали о генераторе синтетических пейзажей Vue d`Esprit 4. И вот, спустя почти три года, e-on software объявила о завершении работ, связанных с его совершенствованием, и анонсировала новую версию. Что для нас и послужило хорошим поводом вновь обратиться к одному из лучших графических продуктов для создания реалистичных трехмерных миров.
Продвижение пятого поколения Vue началось с версии Esprit, адресованной разработчиком многотысячному сообществу почитателей современного компьютерного искусства. Ожидается, что в конце будущей зимы пределы французской графической лаборатории покинет professional-релиз редактора, предназначенный для архитекторов и специалистов по визуальным эффектам.

Магия цифровой живописи Vue 5 Esprit Вскоре после инсталляции приложения становится очевидным, что внешне Vue практически не изменился. Рабочая среда, выполненная в подчеркивающих яркую индивидуальность продукта бледно-голубых тонах, помимо стандартных окон проекций и пиктограмм инструментов включает в себя три вспомогательные панели. Среди них особого внимания заслуживает панель World Browser, обеспечивающая разбивку сцен на слои, количество которых может достигать восьми, благодаря чему упрощается оперирование большим количеством 3D-элементов, открывается быстрый доступ к камерам и источникам освещения, появляется возможность оценить достоинства селективного рендеринга.

Создание новой сцены начинается с подбора атмосферы. От грамотного использования сосредоточенных в недрах Atmosphere Editor настроек во многом зависит финальный реализм картинки, вследствие чего фазе "ручного" моделирования воздушной среды можно предпочесть один из 160 готовых типов. Последующая доработка каждого из них осуществляется в системах Standard, Volumetric и Environment Mapping. Первая не претерпела кардинальных изменений со времен предыдущей версии и основывается на простых законах определения цвета в пространстве. Система Volumetric построена на сложных алгоритмах расчета взаимодействия световых лучей и атмосферы в различных ее точках. И наконец, опции, доступные в режиме Environment Mapping, востребованы в процессе работы с картами повышенного диапазона яркости HDRI при имитации освещенности сцены по имеющимся изображениям. В зависимости от выбранной системы, художник получит возможность вносить изменения в параметры солнечного света, небесных разводов и тумана, а также влиять на общий уровень освещения и добавлять эффекты звездной россыпи или радуги.

Магия цифровой живописи Vue 5 Esprit
Виртуальный питомник Vue 5 Esprit пополнился новыми видами растений и заметно улучшил качество их визуализации

Блок формообразующих инструментов, который ранее содержал лишь набор примитивов, расширился за счет поддерживающего анимацию собственной органической геометрии metablob-моделлера. Расположенный здесь же текстовый подредактор обзавелся тщательно подготовленными эффектами для титровки готовых видеороликов.

Функциональное наполнение панели Terrain Editor отвечает за подготовку ландшафтов. Их конфигурация может быть получена как стандартным, так и процедурным (фрактальным) методом. Преимущество последнего заключается в возможности динамической адаптации уровня детализации фрактальных рельефов в соответствии с предъявляемыми к сцене требованиями. Восемь предустановленных стилей поверхностей послужат неплохой отправной точкой для геологических изысканий и впоследствии легко изменят свой первоначальный вид за счет эрозии почвы и других "грунтовых" эффектов. Своеобразный подход к получению чудесных горных видов реализует технология Solid 3D, отдаленно напоминающая знаменитый Maya Artisan. Оперируя виртуальной кистью, можно в реальном времени непринужденно "лепить" из цифрового материала любые каменные формы.

Питомник виртуальной флоры Solid Growth в третьем воплощении собрал на своих площадях более пятидесяти соответствующих натуральным видов деревьев и кустарников. Несмотря на то что любой из предложенных экземпляров поддается моментальному клонированию в несметных количествах, два совершенно идентичных растения обнаружить вряд ли удастся. Мощные механизмы SG 3 весьма правдоподобно распределят нужное число "выращенных" зеленых насаждений по всей территории и в мгновение ока качественно просчитают каждый листик или веточку.

Магия цифровой живописи Vue 5 Esprit
Dead City Central. Художник Роберт Чарни демонстрирует возможности Vue 5 Esprit

Редактор материалов отныне разделен на секции для начинающих и продвинутых пользователей. В advanced-отделении сконцентрированы опции по работе с картами неровностей, отражениями, тенями, прозрачностью материалов и их сглаживанию. Кроме того, отдельный редактор Function Graph предлагает воспользоваться его услугами для формирования собственных шейдеров. Этот процесс облегчает технология SmartGraph, которая устанавливает гибкие связи между выбранными процедурными "ингредиентами" и затем самостоятельно просчитывает эффект от того или иного их сочетания.

Еще в своей прошлой редакции Vue нашел общий язык с конструктором 3D-персонажей Curious Labs Poser. После недавнего заключения альянса между двумя разработчиками взаимодополняющие графические решения продолжили движение навстречу друг другу. На Esprit 5 это отразилось в виде корректного "вживления" в композицию текстурированных моделей различных биологических организмов. Владельцы Poser 5, в свою очередь, получили доступ к внушительным плантациям селекционированной за стенами e-on цифровой растительности. К сожалению, для того чтобы в полной мере воспользоваться преимуществами Poser, придется приобрести Mover 5 -- дополнительный модуль к Vue. Появление его инструментов в богатом рабочем арсенале ландшафтера сделает возможным импорт моделей с данными об анимации волосяных покровов и о динамике покрывающих фигуру тканей. Ко всему прочему художникам будут доступны эффекты естественной вибрации камеры и объектов сцены, их произвольного вращения и т. д. Включенная в состав Mover 5 функция HyperVue способна организовать сетевую визуализацию "оживленных" сцен не более чем на пяти объединенных в рендеринг-ферму системах.

Стандартные средства анимации Vue представлены технологией Dynamic Motion Reaction, которая имитирует наиболее распространенные типы перемещения виртуальной камеры и объектов в пространстве в зависимости от того, находятся ли они в воздухе или на земной поверхности. Однако, ввиду того что Animation Wizard не справляется с решением некоторых узкоспециализированных вопросов, например, не способен обеспечить пролет камеры через туннель, траектория движения может корректироваться вручную (как редактирование ключевых кадров, так и трансформация кривой пути). Форвардная динамика позволяет связывать анимируемые объекты в отдельные иерархические структуры, тем самым добиваясь общей согласованности действий при внесении изменений в поведение одного из них.

Наиболее кардинально был усовершенствован механизм рендеринга. Семь типов визуализации, от чернового Sketch до специфического Broadcast (настройки которого оптимизированы для расчета анимационных проектов), наиболее полно соответсвуют решаемым Vue задачам. Безупречное качество лучшего варианта рендеринга (Ultra) подкреплено количеством расчетов каждого пиксела изображения, которое достигает шестнадцати проходов. Свой вклад в визуализацию внесла и собственная интерпретация технологии всенаправленного освещения Global Illumination, сложность адаптации которой к Vue заключалась в ее преимущественном использовании в ограниченных по площади сценах. Объединив GI с не менее популярной техникой Radiosity, удалось добиться трех оригинальных моделей (Global ambience, Global radiosity и Global illumination), достоверно передающих всю физику процесса освещения. Кстати, управление влиянием синтетического света на элементы композиции происходит лишь одним ползунком (функция EasyGL), поэтому неискушенные в тонкостях настройки пользователи избавлены от дюжины непонятных им опций.

Изготовленные в предыдущей версии редактора проекты автоматически конвертируются в "понятный" новому Vue вид. Если же возникнет потребность использовать файлы в форматах более ранних версий, то не обойтись без промежуточного применения Vue d`Esprit 4.

Объективности ради стоит отметить, что описанное выше издание французского электронного пейзажиста разжилось действительно необходимыми в 3D-творчестве функциями. Однако целый ряд важных инструментов все же остался за пределами внимания разработчиков. Прежде всего, отнюдь не лишними были бы система частиц для имитации погодных катаклизмов, алгоритмы "жидкостной" динамики для моделирования реалистичных водных поверхностей, рендеринг в стиле рисованной анимации. Упоминание об этих опциях в Features-листе продукта представляется крайне необходимым, так как конкуренты e-on software в Landscape-сегменте рынка графического ПО не собираются сдавать завоеванных позиций. К примеру, компания Pandromeda уже объявила о скором выходе в свет третьей версии фрактального конструктора планет Mojoworld. Вне всяких сомнений, не задержится с очередной реинкарнацией и многострадальный ландшафтер Bryce, который этим летом в очередной раз сменил своего владельца, перейдя из лагеря Corel в собственность компании Daz 3D. Как уже упоминалось выше, в обозримом будущем намечен выпуск профессиональной редакции Vue 5. Несмотря на отсутствие информации о ее потенциале, хочется верить, что хотя бы некоторые из упомянутых выше функций все же найдут в ней свое отражение.

С недавних пор в download-разделе сайта www.eonsoftware.com размещена шестидесятидневная Trial-версия VE 5 для Windows и Macintosh. В числе ее ограничений невозможность сохранения сцен и рендеринг с разрешением не более чем 640x480 пикселов. В комплект поставки коммерческой версии, стоимость которой установлена в пределах 300 евро, входит достаточно объемное руководство пользователя (около 400 страниц) и два диска. Первый из них содержит установочные файлы, а на втором находятся всевозможные вспомогательные объекты и готовые сцены. Разнообразить их можно, посетив специализированный виртуальный супермаркет для пользователей Vue под названием Cornucopia3D.