`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Лондонская игровая неделя: ECTS vs. EGN

0 
 

На протяжении многих лет статус самого значимого мероприятия в европейской индустрии интерактивных развлечений удерживала лондонская выставка ECTS (European Computer Trade Show). Однако в последние годы все чаще высказывалось мнение о том, что она теряет свой былой престиж. И когда в октябре 2003 г. ассоциация издателей развлекательного ПО ELSPA заявила о планах провести собственный комплекс выставочных мероприятий в то же самое время и в том же городе, рынок замер в предвкушении будущей "дуэли".

Теперь, когда большая лондонская игровая неделя, непосредственным очевидцем которой мне довелось стать, позади, можно сделать определенные выводы и попытаться спрогнозировать дальнейшие судьбы двух конкурирующих игровых шоу. Но для начала напомню ряд моментов, уже освещавшихся в ежемесячных обзорах игровой индустрии и репортажах с прошедших выставок.

Лондонская игровая неделя ECTS vs. EGN
Лондонская игровая неделя ECTS vs. EGN
Лондонская игровая неделя ECTS vs. EGN
Генеральный директор ELSPA Роджер Беннетт: "Две игровые выставки в одном и том же месте в одно и то же время -- это слишком"
Лондонская игровая неделя ECTS vs. EGN
Все последние суперхиты от Activision (Spider­Man 2, Shrek 2 и DOOM 3) были представлены на стенде компании
Лондонская игровая неделя ECTS vs. EGN
Доплывшие до Лондона "Пираты XXI века" от киевской компании DioSoft не остались без внимания посетителей
Итак, организатор ECTS -- CMP Media, многопрофильная информационно-маркетинговая компания, для которой сфера электронных развлечений не есть основное направление. На протяжении почти десятилетия ECTS не давала повода для беспокойства. Первые симптомы "увядания" появились в 1999--2000 гг. Тем не менее CMP пыталась делать все возможное, чтобы повысить привлекательность своего детища. В 2001 г. параллельно с ECTS состоялась первая европейская конференция разработчиков игр Game Developers Conference Europe, ставшая впоследствии традиционной, а год спустя под крышей лондонского выставочного зала Earl's Court совместно с Sony Computer Entertainment Europe было проведено ориентированное на потребителей масштабное игровое шоу Playstation Experience. Увы, инициативы организаторов, можно сказать, лишь отсрочили то печальное зрелище, которое наблюдалось в выставочном зале Earl's Court, расположенном в западной части центрального Лондона, 1--3 сентября сего года.

В то время как бегущая строка на титульной странице официального сайта ECTS бодро сообщала о том, что зарегистрировано более 10 тыс. желающих посетить эту выставку, по моим оценкам, количество ее посетителей было меньше почти на порядок. Что касается компаний, прибывших в Лондон, то среди них не было ни одного крупного издателя игрового ПО. Громкие имена номинально присутствовали, но их участие принимало довольно своеобразные формы. Например, Nintendo выступала в качестве спонсора расположенного в центре зала ECTS-бара, окруженного несколькими стойками с консолями GameCube, на которых все желающие могли испытать в деле новые игры для этой приставки. AMD спонсировала "Уголок разработчиков". В той части зала, где проходили британские финалы WCG 2004, естественно, первую скрипку играла компания Samsung. Microsoft не показывала никаких новинок для Xbox, ограничившись общением с разработчиками по поводу своего унифицированного инструментария XNA. Главной приманкой объединенного стенда ABIT и VIA стал известный киберспортсмен Джонатан "Fatality" Вендел, совершающий сейчас европейское турне с целью продвижения новой линейки материнских плат и видеокарт от ABIT, названной в его честь.

Вообще говоря, я бы разделил всех участников ECTS на несколько групп -- производители инструментальных средств для разработчиков (Freehand, Lifemode Interactive), рекрутинговые агентства, занятые в игровой индустрии (Aardwark Swift Consulting, Datascope Recruitment), СМИ (Future Publishing, Develop, Indie Magazine) и не очень крупные дистрибьюторы игровой периферии (dreamGear, EDP). Каждая из названных категорий была представлена двумя-тремя фирмами, так что подробно ознакомиться с экспозицией всех стендов можно было за пару часов. Из всего вышесказанного следует, что перспективы у ECTS весьма незавидные, и если CMP Media не придумает чего-то совершенно сногсшибательного (а это, как сами понимаете, маловероятно), то в ближайшем будущем придется констатировать, что история самой старой в Европе игровой выставки подошла к своему завершению.

Справедливости ради отметим, что конференция разработчиков GDCE, проходившая в том же выставочном зале Earl's Court c 31 августа по 4 сентября, оказалась весьма интересной. Особенно запомнился своеобразный круглый стол, в котором участвовали знаменитый гейм-дизайнер Питер Молинье (Peter Molyneux), руководитель талантливой команды Climax Карл Джеффри (Karl Jeffrey), управляющий директор европейских внутренних студий Electronic Arts Рори Армс (Rory Armes) и, наконец, один из создателей Xbox, а теперь представитель мощнейшего агентства Creative Artists Agency Шемус Блэйкли (Seamus Blackley). Уважаемые персоны обсудили ряд вопросов, касающихся особенностей взаимоотношений коллективов разработчиков с крупными издателями в нынешних условиях возрастания бюджетов игровых проектов и увеличения продолжительности работы над ними.

Катализатором, ускорившим фактический крах ECTS, стал уже упомянутый комплекс мероприятий под эгидой ELSPA: индустриальная выставка European Games Network (EGN), потребительское шоу Game Stars Live (GSL) и конференция разработчиков European Developers Forum (EDF). В качестве места проведения (1--5 сентября 2004 г.) был выбран шикарный современный выставочный центр ExCel в промышленном районе Docklands на восточной окраине Лондона.

На предвыставочной пресс-конференции выступил генеральный директор ELSPA Роджер Беннет. Он отметил, что за последние шесть лет британский рынок развлекательного ПО (напомню, что он находится на третьем месте в мире после американского и японского) вырос более чем на 100%, опередив по темпам киноиндустрию (30%) и прокат VHS/DVD (14%). Главный аналитик исследовательской фирмы Screen Digest дополнил доклад Беннета другими любопытными цифрами. По его данным, с 1995 г. в одной только Великобритании было продано более 25 млн. специализированных игровых устройств (без учета ПК) и 280 млн. копий развлекательного ПО. За тот же период продажи игрового ПО в масштабах Европы достигли 1,1 млрд. копий, а во всем мире -- 3,5 млрд. По мнению экспертов из Screen Digest, к 2007 г. объем мирового рынка интерактивных развлечений увеличится до 21,1 млрд. долл.

Из пресс-конференций, проведенных в рамках EGN, стоит упомянуть и брифинг Nokia. Старший вице-президент игрового подразделения финской компании Илкка Райскинен (Ilkka Raiskinen), не скрывая удовлетворения, объявил, что с момента запуска игрофона Nokia N-Gage их продано уже более 1 млн. Этот факт отмечен и представителями самого мощного игрового издательства Electronic Arts, считающими, что уже пришло время рассматривать Nokia N-Gage как серьезную силу в секторе портативных игровых устройств. В связи с этим EA намеревается активизировать свои усилия по выпуску ПО для N-Gage.

В начале материала мы уже упоминали о том, что ELSPA и ее партнеры в выставочном центре ExCel фактически проводили три мероприятия. Остановимся подробнее на каждом из них.

На EGN был открыт доступ только для представителей индустрии. Стенды стандартной конструкции, комнаты для переговоров, отсутствие праздношатающихся толп собирателей бесплатных сувениров -- в общем, организаторы постарались создать все условия для успешного решения посетителями деловых вопросов.

В частности, это мероприятие было избрано некоторыми американскими и азиатскими компаниями, имеющими намерения выйти на европейский рынок для первой на нашем континенте демонстрации своих продуктов и установления контактов с потенциальными партнерами.

Лондонская игровая неделя ECTS vs. EGN
Андрей Шевченко -- на обложке FIFA 2005 и на огромных постерах в выставочном зале Game Stars Live
Лондонская игровая неделя ECTS vs. EGN
"Властелин Колец" по-прежнему в моде. Electronic Arts готовит к выпуску новую ролевую игру The Lord of the Rings: The Third Age
Так, один из лидеров в сфере массовых многопользовательских онлайновых игр (MMOG), компания NCsoft, недавно открывшая европейское подразделение, пришла к выводу, что емкость рынка онлайновых игр на нашем континенте к 2005 г. превысит 5 млрд. долл. и поэтому есть смысл активизировать свою работу в данном сегменте. О серьезности намерений NCsoft свидетельствует заявление ее представителей о том, что к концу следующего года они собираются стать компанией # 1 в Европе в секторе онлайновых игр. Посетителям EGN демонстрировались Lineage II и City of Heroes, уже поступившие в продажу в США (дата европейского релиза -- конец 2004 г.), и Guild Wars, запланированная на 2005 г.

Об активизации, наблюдающейся в настоящее время на рынке портативных игровых устройств, говорит присутствие на EGN компаний Tapwave, показывавшей Zodiac -- КПК с расширенными игровыми возможностями, который базируется на Palm OS, и Gizmondo, продемонстрировавшей одноименное многофункциональное развлекательное устройство с интегрированной GPS.

Достаточно широко были представлены производители оригинальной периферии как для игровых консолей, так и для ПК. Ideazon, известная своими специализированными клавиатурами для игр под маркой Zboard, шагая в ногу с модой, выпустила DOOM 3 Keyset, на которой и фокусировала внимание посетителей своего стенда. Дистрибьютор игровых аксессуаров Pinpoint Consumer Electronics привез на EGN линейку игровых контроллеров с обдувом марки AirFlo от американской компании Nyko. Компания Radica, представляющая продукцию под брендом Gamester, показала Race Pac -- великолепное "рабочее место" для поклонников гоночных игр. EDP Europe привезла любопытный сенсорный игровой контроллер ActionStick, заставляющий обычно пассивного пользователя традиционного джойстика или геймпада активно двигаться, скажем, в играх жанра "файтинг". Демонстрировалась версия для PS2, однако с помощью специальных адаптеров его можно применять и с другими платформами (Xbox и PC).

В то время как крупнейшие издатели (Electronic Arts, Vivendi Universal Games, Atari, Activision, Nintendo и др.) построили впечатляющие стенды в огромном зале, где проходила потребительская Game Stars Live, компании "второго эшелона" работали в переговорных комнатах. В принципе, у каждой из них к линейкам, уже виденным мною на лос-анджелесской E3, добавилось по два-три продукта.

Лидер российского игрового рынка фирма "1С" отличилась, пожалуй, наибольшим количеством демонстрировавшихся продуктов. Отрадно отметить, что в числе 20 игр от "1С" фигурировали и разрабатываемые в нашей стране "Восхождение на трон" (DVS), "XIII век" (OSW Games) и You Are Empty (Digital Spray Studios).

Лестных слов заслуживает и киевская студия DioSoft, рискнувшая выступить на EGN самостоятельно с "Пиратами XXI века". Надо сказать, что проект не прошел незамеченным и обратил на себя внимание многих крупных издателей.

Теперь перейдем в большой и шумный зал Game Stars Live. Естественно, участникам и зарегистрированным посетителям EGN и EGF доступ туда был бесплатен, а "человеку с улицы" это удовольствие обходилось в весьма солидную сумму -- от 8 до 12 фунтов стерлингов ($15--22). Тем не менее недостатка в толпах публики, желающей собственноручно протестировать те игры, которые выйдут в продажу до конца нынешнего года, не наблюдалось.

В центре зала, как и положено издателю # 1, царила Electronic Arts. Более полутора десятков наименований для всех игровых платформ. Практически сплошные потенциальные бестселлеры -- явный претендент на лавры лучшей гонки Burnout 3, долгожданная The Sims 2, удивительная стратегия в мире Толкиена LOTR: The Battle for MiddleEarth и, конечно, очередная ежегодная линейка спортивных симуляторов. Кстати, среди изображенных на обложке FIFA 2005 трех футболистов есть и наш Андрей Шевченко.

Ближайший конкурент EA в битве за звание лидера издательского бизнеса, компания Ac-ti-vi-si-on, выглядела не менее презентабельно. Особой популярностью пользовались DO-OM 3, Tony Hawk Underground 2 и Call of Duty: United Offensive.

Находящаяся в последнее время в кризисном состоянии Eidos неожиданно порадовала несколькими очень удачными проектами, среди которых особо выделяются LEGO Star Wars (мой личный фаворит из всех виденных на выставке игр) и Snowblind, позиционируемый как конкурент Halo 2.

Кстати, длина очереди желающих поиграть в главный Xbox-продукт нынешнего сезона (то бишь Halo 2) уже на выставке, не дожидаясь ноябрьского релиза, просто не поддается описанию. Это надо видеть своими глазами.

В достаточно внушительном списке игр от Atari меня прежде всего интересовала одна, которой я и посвятил не менее 40 минут своего драгоценного времени. Название говорит само за себя -- Sid Meier's Pirates. Смею уверить поклонников легендарной древней игры, что римейком они разочарованы не будут.

Яркие и запоминающиеся экспозиции представили и другие издательские компании -- Ubisoft, Nintendo, Konami, Nokia N-Gage. Большой популярностью пользовался уголок ретрогейминга, организованный Joystick Junkies. Почти на всех стендах постоянно проводились призовые турниры и конкурсы, выступления местных киношных и музыкальных знаменитостей. Словом, пять дней в выставочном бизнес-центре ExCel бурлило веселье.

В выпущенном через несколько дней после окончания EGN/GSL/EDF пресс-релизе ELSPA заявила, что считает свой дебют на поприще организации игровых выставок успешным и в доказательство этому привела официальную статистику мероприятий.

За пять дней потребительское шоу Game Stars Live приняло более 51,4 тыс. посетителей. Самой "урожайной" стала суббота, 4 сентября, когда в ExCel съехалось 17 тыс. человек. Цифры, отражающие посещаемость индустриальной EGN, естественно, скромнее. Она привлекла 3700 человек, имеющих непосредственное отношение к игровому рынку, среди которых насчитывалось 1400 приглашенных VIP, 1500 делегатов, оплативших свое посещение, и 800 представителей прессы. География EGN охватывает 45 стран.

Вдохновившись первыми успехами, ELSPA решила не останавливаться на достигнутом и анонсировала проведение аналогичного комплекса мероприятий в следующем году (31 августа -- 4 сентября 2005 г.) в том же лондонском выставочном центре ExCel. О будущем ECTS пока никаких официальных сведений не поступало, а пресс-релиз от CMP Media о ее итогах еще не выпущен.

В заключение отметим, что факт одновременного проведения двух игровых выставок в одном и том же месте был отрицательно оценен руководителем ELSPA. Во-первых, как заявил Роджер Беннет, в таких условиях на каждом мероприятии может побывать в два раза меньше известных персон, а из-за удаленности мест проведения -- вдвое меньше публики. Во-вторых, такое положение дел способствует укреплению конкурирующих выставок, проводимых за пределами Англии. Вполне возможно, что если не будут приняты разумные решения, титул лучшего и главного в Старом Свете индустриального форума в скором времени может перейти к лейпцигской Games Convention.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT