Linux в школах (опыт США): «за» и «против»

21 ноябрь, 2014 - 12:08Александр Черников

Лично я не имею ничего «против» Linux. Точно так же — я не понимаю, почему я должен быть ее ярым сторонником. Linux и связанное с этой ОС Open Source ПО существуют как бы отдельно от меня.

Тем не менее, в мире дебаты не утихают уже который год. В этом плане любопытна дискуссия, в очередной раз разгоревшаяся в США. Вот ее краткое изложение — c примерами, аргументами, выводами и предложениями.

Пример 1. Индонезия и Linux

C декабря 2013 г. около 500 индонезийских школ начали выполнять программу openSUSE Edu Li-f-e (Linux for Education).

Работа в данном направлении велась с 2010 г. Предполагалось, что в каждой школе будет установлен один локальный сервер, обслуживающий до 20 клиентских персональных компьютеров. Используя rsync*, базы данных управления курсом Moodle** школ еженедельно синхронизируются с удаленным центральным информационным центром.

* rsync (англ. Remote Synchronization) — программа для UNIX-подобных систем, которая выполняет синхронизацию файлов и каталогов в двух местах с минимизированием трафика, используя кодирование данных при необходимости.

Linux в школах США: «за» и «против»

** Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) — система управления курсами (электронное обучение), также известная как «система управления обучением» и «виртуальная обучающая среда». Представляет собой свободное (распространяющееся по лицензии GNU GPL) Web-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения.

У каждой школы также есть собственная Web-страница, через которую студенты осуществляют доступ к своим текущим задачам — через поддерживающий Flash Web-браузер, например, Firefox. Edu Li-f-e включает также соответствующее прикладное Open Source ПО для студентов, педагогов, IT-администраторов и родителей.

Преимущество такого подхода заключается в том, что нет необходимости устанавливать дополнительное ПО как на сервере, так и на клиентских машинах. Правда, еще вопрос, кто именно должен создавать образовательные приложения, но это — отдельная тема.

Камни преткновения

Итак, появляющиеся рынки образовательных IT, например, Индонезии и Китая, сегодня ориентируются именно на Open Source, в отличие от США, где много противников Linux и вообще Open Source в учебных заведениях. Обозреватели и практики выделяют здесь три основные причины.

1. Несерьезная доля рынка

Коммерческие операционные системы, особенно Microsoft Windows и Mac OS Apple, десятилетиями лидировали на многомиллиардном образовательном рынке. И Microsoft, и Apple давно и тщательно построили систему продаж и маркетинговых операций, так же, как и гибкую систему скидок для школьников и студентов.

2. Неоднозначность

Ориентация на Microsoft и Apple — очевидная причина того, что большинство учителей слабо знакомы с десктопами, работающими под управлением Linux. Эта проблема только усиливается за счет того, что Linux предлагает слишком много вариантов десктопных сред окружения (Desktop Environments, или просто DEs на сленге Linux).

Если компьютер достаточно мощный, он может использовать насыщенную графикой KDE. Если нет — Xfce или LDME. Такая обильность вариантов всегда сбивает с толку новых пользователей. Та же Edu Li-f-e, например, поставляется с KDE, Gnome, Cinnamon и Sugar.

Это вызывает смешанные чувства. Какому именно варианту следует обучать учителей и тем более — учеников? Очевидно, что выбор одного и единого для всех окружения по умолчанию может существенно облегчить жизнь.

3. Технические проблемы

Последнее (и наиболее значимое) возражение против использования Linux на школьных десктопах состоит в том, что до сих пор отсутствуют сервисные службы, которые помогали бы школьным администрациям и техническому персоналу. Даже защитники Linux-десктопов в школах считают это проблемой.

Linux легко установить на компьютер Но организация и настройка его для работы в домене с Active Directory Server (или собственной аутентификацией) — достаточно сложные и трудоемкие процессы. Инструменты конфигурирования для систем Linux сегодня далеко не так интуитивны, как аналогичные средства для Windows.

Пример 2. Тогда почему Linux?

Здесь уместно привести пример одной из бруклинских средних школ для детей из семей с низким уровнем доходов.

Linux в школах США: «за» и «против»

Типичный Linux-класс для большинства небогатых школ. Вторая жизнь устаревшего аппаратного обеспечения. Но выглядит и работает все вполне пристойно.

Компьютерный класс на 25 мест с десктопами на Pentium 4 (бесплатными, за счет пожертвований) и скоростным интернет-соединением обошелся ей всего в 2 тыс. долл. Очевидно, что такая общая стоимость достигнута во многом за счет бесплатности лицензий на Linux и ПО для него.

В классе используется версия Edubuntu 12.04 от британской компании Canonical Ltd., основанная, соответственно, на Ubuntu 12.04 и имеющая пятилетнюю поддержку (Long Term Support, LTS). Однако, ее развертывание проходило не без проблем, даже для опытного IT-консультанта, который занимался этим, при том, что его компания специализируется на использовании Open Source ПО в школах.

Персонал и учителя школы, например, принципиально не захотели работать в бесплатном пакете офисных программ LibreOffice, который включен во многие дистрибутивы Linux. В результате был куплен Microsoft Office, которого заставили работать под CrossOver (коммерческая версия Wine для выполнения приложений Windows под Linux). Большими и не тривиальными проблемами оказались настройка аутентификации сервера и синхронизация общих папок в Linux.

Вывод InformationWeek, которая описала этот пример, — многие из таких бедных школ просто не смогут найти и нанять высокооплачиваемого системного администратора.

«Зато школы, получающие более высокую плату за обучение, повсеместно ориентируются сегодня на более мощные компьютеры и Windows 8», — замечает в этой статье ее автор Эллис Букер (Ellis Booker)

Аргументы и компромиссы

Статья вызвала многочисленные комментарии читателей (как это происходит с Linux уже много лет). Привожу некоторые из них, поскольку они достаточно универсальны и очевидны.

«За»

«Я работаю на Linux дома уже более 10 лет и все мои друзья используют его (из них много неспециалистов в компьютерах, а многие имеют большой опыт в Microsoft Windows и постоянно используют эту ОС на работе)».

«В основном образование ищет обучающий инструмент для передачи информации, а не освоения определенной ОС или приложения. Например, преимущество Chromebooks состоит в том, что они практически не требуют поддержки и администрирования (Zero Maintenance, Zero Touch Administration)».

Linux в школах США: «за» и «против»

«По моему опыту, ребенок, который знает несколько ОС, лучше сведущ и в целом. Это походит на изучение второго языка, вместо единственного родного. Ребенок, обучающийся на Linux, будет гораздо лучше подготовлен к будущему, чем тот, кто учит Windows или Mac».

«Против»

«Защитники Linux обычно упускают из виду саму цель образования. Цель образования не состоит в том, чтобы экономить деньги, преподавая нашим детям бесполезные навыки. Она состоит в том, чтобы учить их тому, что они смогут применить в реальном мире. Даже одна из тысячи американских компаний сегодня не использует Linux. Они используют Windows и Office. Таким образом, бизнес застрял на Windows, нравится ли вам это или нет. Нужно преподавать детям Windows, а не Linux.

«Дети изучают Linux в школе, приходят домой и запускают Windows».

«Я наблюдаю дебаты по Linux в течение многих лет. Если это настолько здорово, то используйте ее. И вы не должны продавать ее, если это действительно свободно».

Linux в школах США: «за» и «против»

«Даже одна из 10 тыс. компаний вряд ли использует Libre Office. Преподавая его вместо Microsoft Office, вы делаете из учеников будущих сотрудников второго сорта». Возможно, противники Linux просто не понимают, насколько этот мир сегодня обширен и разнообразен.

Выводы и предложения

«Очевидно, что одна из основных проблем — учителя, если они не могут оставить даже свой любимый Microsoft Office».

«Для начального развертывания и поддержки несколько небогатых школ могли бы вскладчину держать квалифицированного администратора».

«Вот то, где неповоротливость и косность государственных школ становится очевидной».

«Проблема одна — понимание. Open Source ПО все еще является „большим неизвестным“ для среднего американца».

«Если мир Open Source действительно серьезно относится к Linux, то для всех distro должна быть единая, „нейтральная“ конфигурация, — с расширениями по желанию».

Заключение

Лично мне бы не хотелось, чтобы Linux и Open Source ПО воспринимались как «IT для бедных». Помимо прочего, у них есть несокрушимое положительное качество — официальная бесплатность, позволяющая честное использование ПО. И у них же до сих пор не выработана единая стратегия в области distro, — во многом по той же причине.

Очевидно, что кроме чисто технических вопросов очень многое находится в области бизнеса и человеческого восприятия. И все же, видимо, пора прекратить бесплодные споры и определить области, где на что лучше ориентироваться. Да и «нейтральная» конфигурация Linux не помешала бы.