«Легкое» ПО – зачем платить больше?

8 август, 2007 - 13:29Александр Черников
Один из пионеров этого направления – австралийская Atlassian Software Systems, первым продуктом которой стал (и остается флагманским) wiki builder Confluence.
 
До сих пор в корпоративном сегменте рассматривалось только два вида ПО – коммерческое и Open Source. Главное отличие ЛПО от имеющихся типов в том, что оно продается как потребительский товар и, соответственно, впоследствии обходится дешевле в эксплуатации.
 
В результате «легкое» ПО (ЛПО, Lightweight software) начинает появляться на предприятиях. Пока говорят только о том, что «это, кажется, начинает окупаться», но в течение ближайших двух-лет данный сегмент рынка, согласно прогнозам, будет расти очень быстро – как-то незаметно Atlassian продала уже 7,5 тыс. своих продуктов.
 
В компании утверждают, что им не требуются сейл-менеджеры и презентаторы (или, как выразился представитель компании, «люди, проводящие dog-and-pony shows» – видимо, это что-то очень австралийское :). Основная идея заключается в том, что ПО продает себя само, имеет четкую и прозрачную цену, т.е., для Atlassian лучше, если 100 клиентов просто купят его за 5 тыс. долл, чем выполнять один проект на полмиллиона.
 
Atlassian была создана пять лет назад Mike Cannon-Brookes и Scott Farquhar как частная компания, а ее стартовый капитал составлял 1 тыс. долл. Компаньоны с самого начала ориентировались на модель продаж ЛПО, не обращая внимание на мнения «доброжелателей» о том, что они не смогут получить хоть какую-то прибыль. А она росла вдвое, а то и втрое каждый год, достигнув в 2006 г. 12,2 млн. долл.
 
Интересно, что компания упорно отклоняет многочисленные предложения венчурных фондов, что само по себе говорит о перспективности данного направления. Думаю, мы еще услышим о ней.
 
И намек для отечественных организаций: как правило, первым ЛПО у заказчика становятся wikis и blogs, которые являются основой для построения систем управления знаниями и публикации контента.