KYE Systems: "70% нашей продукции распространяется под маркой Genius"

26 январь, 2004 - 00:00КО
KYE -- это аббревиатура, которая буквально расшифровывается так: Knowledge Yield Excellence -- Знание Производство Превосходство. Это ключевые составляющие нашего подхода к бизнесу. Но можно трактовать ее и более широко -- "Знания, приносящие превосходство". Кстати, в этом году KYE Systems отмечает свое двадцатилетие. Фактически наша компания стояла у истоков создания периферии ввода для ПК, мы принимали участие в разработке различных стандартов IBM PC. Тогда большинство фирм самостоятельно выпускали весь набор компонентов для сборки компьютеров. Затем появилось некоторое разделение: кто-то производит материнские платы, кто-то -- клавиатуры и т. д. Со временем мы также определили свою специализацию и сконцентрировались исключительно на периферийном оборудовании.


Ваша компания больше всего известна в мире как производитель мышек Genius.

KYE Systems "70% нашей продукции распространяется под маркой Genius"
"Не всякий пользователь знает, что находится внутри мышки и кто является ее фактическим производителем, но он всегда видит название на манипуляторе, который постоянно берет в руку. Это самый простой способ продвижения бренда и, по нашим оценкам, он даже более эффективный, чем телевизионная реклама"
За последние 15 лет спрос на эти пусть и не самые сложные компьютерные устройства не уменьшился, они по-прежнему входят в число неотъемлемых компонентов ПК. Кроме того, цена этого продукта уже в течение многих лет в среднем составляет около $10. Таким образом, мы получили возможность предлагать постоянно востребованный товар -- это ситуация, о которой любой бизнесмен может только мечтать. И хотя для KYE данное направление является очень важным, у нас весьма широкий ассортимент продуктов -- клавиатуры, сканеры, цифровые фотоаппараты, акустические системы, сетевые карты.

Могу назвать еще одну причину, по которой мышки остаются нашим приоритетом. Не всякий пользователь знает, что находится внутри устройства и кто является его производителем, но он всегда видит название на манипуляторе, который постоянно берет в руку. Это самый простой способ продвижения бренда и очень действенный. По нашим оценкам, он даже более эффективный, чем телевизионная реклама.


А когда возникла идея начать выпуск сетевых устройств?

Одна из бизнес-задач KYE -- предлагать на рынок те товары, которые наиболее востребованы в настоящее время. В какой-то момент мы пришли к выводу, что многим нашим клиентам были необходимы сетевые продукты, в первую очередь сетевые карты. Мы приступили к их выпуску, затем начался пошаговый процесс наращивания ассортимента, появились устройства доступа в Internet и другие продукты. Если бы мы по-прежнему занимались исключительно периферийной техникой и не обратили внимание на сегмент сетевого оборудования, то потеряли бы рынок, обладающий серьезным потенциалом. Выпуская же периферию, которая подключается к ПК, мы приобрели большой опыт разработки в области различных интерфейсных стандартов, что позволило очень быстро выйти на рынок с качественными продуктами.


Сегодня ваша компания сконцентрировала свои усилия на производстве ADSL-модемов?

Это ключевое направление для KYE в сетевом сегменте. Например, на Тайване и в Китае DSL-доступ очень распространен, и ADSL-модели пользуются огромной популярностью. К сожалению, в Украине и России данные устройства фактически не востребованы. Но я думаю, что со временем ситуация будет меняться, как это происходило в других странах. Сам по себе доступ в Internet остается популярной услугой уже на протяжении многих лет, обновляются лишь средства, которые его обеспечивают. Скажем, еще три года назад для загрузки одной страницы требовалось 3--4 минуты, и тогда считалось, что это быстро. Можно привести такую аналогию. Раньше, когда только появились скоростные автострады, все думали, что автомобили по ним перемещаются очень быстро. Сейчас речь уже идет не о скоростных характеристиках самого автомобиля, а о количестве транспорта, который может проехать в определенный момент времени так, чтобы избежать пробок. Проще говоря, о полосе пропускания. С этой точки зрения DSL-технологии -- оптимальное решение проблемы. На Тайване около 80% всех подключенных к Internet используют именно ADSL-модемы, а в Южной Корее -- около 99%.

Я уверен в том, что в России и Украине новые технологии связи приобретут такую же популярность. У вас телекоммуникационная инфраструктура находится в плохом состоянии, а это значит, что рынок открыт для внедрения, например, ADSL-решений. Хотя должен отметить, что тут многое зависит от органов власти и телекомов, которые контролируются государством. Бесспорно, это не простой процесс, на Тайване еще пять лет назад ведущий оператор связи -- государственная компания -- предлагал очень некачественные линии. Сейчас все доведено до самого современного уровня. Для этого, конечно, потребовались инвестиции и знания, однако ключевым фактором послужила образовавшаяся конкурентная среда. Роль государства в процессах внедрения новых технологий трудно переоценить. Например, сегодня, насколько я знаю, во многих странах Восточной Европы распространение беспроводных сетей сталкивается с бюрократическими проблемами сертификации, получения разрешений и пр. Таким образом, сдерживается развитие самой экономики государства.


А как обстоят дела с беспроводным сетевым оборудованием и стратегией KYE в этом направлении?

KYE Systems "70% нашей продукции распространяется под маркой Genius"
"В будущем под брендом Genius могут появиться и другие продукты. Например, карманные ПК"
Мы стремимся продавать свою продукцию в первую очередь на потребительском рынке, где сегодня беспроводные технологии очень востребованы. Благодаря Intel они приобретают все большую популярность в мире, очень быстро организуется инфраструктура беспроводного доступа в местах скопления людей: ресторанах, аэропортах и т. д. В ассортименте KYE есть и точки доступа, и сетевые карты, и PCMCIA-адаптеры. Я бы сказал, что за концепцией wireless большое будущее. Причем не только в области сетевого взаимодействия, но и в сегменте периферийного оборудования. Это дает дополнительную свободу пользователю. Кроме того, по своей сути люди очень ленивы и не любят много работать. Но все же большинству это приходится делать постоянно. И человек ищет какие-то способы, которые позволили бы облегчить повседневный труд. Беспроводные технологии -- один из них.

С моей точки зрения, существует два основных критерия популярности того или иного устройства. Первый -- простота использования, второй -- доступная и оправданная цена. Если хотя бы один из этих принципов не соблюдается, вряд ли можно рассчитывать на успех.


Одним из наиболее успешных продуктов, выпускаемых KYE, наверное, можно считать оптические устройства?

Да, безусловно. К данной категории мы относим три вида устройств: оптические мыши, цифровые фотокамеры и сканеры. Любой из этих продуктов содержит несколько важных составляющих -- оптическую, механическую и электронную. Все вышеназванные устройства схематически очень похожи, разумеется, есть различия и в плане технологии, и в плане производства, но принципиально это одно и то же. Как вы знаете, сегмент сканеров сегодня практически не развивается, скорее даже, в нем наблюдается стагнация, тогда как в области фотокамер -- очень стремительный рост. Здесь, несомненно, доминируют японские компании, особенно в области hi-end и middle, имея долю практически 90%. Однако на данном рынке весьма активны также тайваньские и корейские производители, и я допускаю, что расстановка сил, пусть и не в самом ближайшем будущем, но изменится. Не исключено, что со временем сканеры нижнего и среднего уровня будут вытеснены цифровыми камерами. Ведь используя цифровой фотоаппарат для ввода печатных данных, я могу получить тот же результат значительно быстрее. Сканеры высокого уровня занимают более узкую нишу и применяются, как правило, в профессиональных целях, безусловно, они будут выпускаться и дальше.


На чем компания планирует сделать акцент в 2004 г.?

Среди новых продуктов в ассортименте KYE я бы выделил цифровые камеры и акустические системы для домашних кинотеатров, которые выпускаются нами где-то около года. Эти две группы товаров, а также беспроводные продукты будут для нас приоритетными в 2004 г. Кроме того, мы планируем больше внимания уделять розничному рынку, объем которого с каждым годом увеличивается как во всем мире, так и в Украине и России. В вашей стране пока мало компьютерных магазинов и гипермаркетов электронных товаров. Мы хотим, чтобы большая часть наших продуктов продавалась именно через розничные сети.


Можно подробнее остановиться на цифровых камерах?

На разработку цифровых камер КYЕ сегодня тратит около 60% ресурсов, которые выделяются на R&D. Сейчас все японские компании переводят свои производства 3- и 5-мегапиксельных камер в Китай и на Тайвань под OEM-контракты. Здесь же выпускается и вся необходимая компонентная база: контроллеры, линзы, микросхемы памяти, LCD-дисплеи. По моему мнению, этот процесс приводит к снижению цен на цифровые камеры. Аналогичная ситуация была с ноутбуками и LCD-дисплеями, если помните. Их стоимость начала быстро опускаться благодаря тому, что производством занялись тайваньские компании. Я думаю, что цена на некоторые модели цифровых камер в 2004 г. снизится на 30%.

Что касается акустических систем для домашних кинотеатров, то это тоже очень перспективное направление. Наравне с увеличением объемов продаж DVD-приводов и широкоформатных мониторов потребители заинтересованы в качественном звуковом сопровождении. Как известно, звук оказывает на человека гораздо более сильное эмоциональное воздействие, чем видеоряд и изображение. У KYE в этой области есть собственные интересные разработки.

Поскольку стоимость акустической Hi-Fi-системы высока, на этих продуктах можно больше зарабатывать, чем на обычных компьютерных компонентах, где дельта прибыли сведена к возможному минимуму.

Если говорить о новых разработках, то в будущем могут появиться и другие продуктовые линейки под брендом Genius. Не исключено, что это будет, скажем, КПК.


Компания KYE является известным OEM-производителем, расскажите об этом бизнесе?

Действительно, этому направлению мы уделяем очень много внимания. По OEM-контрактам мы работаем с такими грандами, как IBM, HP, Microsoft, для которых выпускаем беспроводные оптические мыши. Кроме того, мы производим ряд компонентов для X-box Microsoft.


Известно, что манипуляторы Microsoft весьма популярны во всем мире. С другой стороны, устройства Genius выступают их конкурентами...

Да, мы это осознаем. Если оценивать какой-то конкретный регион, то, вероятнее всего, Genius и Microsoft можно считать конкурентами, хотя, например, в Украине такого нет. Но в мировом масштабе мы все-таки остаемся партнерами, соглашение с Microsoft было подписано в 1997 г. на тех основаниях, что компания будет использовать патенты KYE на колесо прокрутки. Эта технология, кстати, стала своеобразным прорывом десять лет назад, когда мы ее предложили, до того момента мышка была оснащена всего двумя кнопками. С колесиком у пользователя появилась возможность более удобного и быстрого перемещения по документам и экрану монитора. Таким образом, все производители, использующие технологию прокрутки, в том числе и Microsoft, выплачивают нам соответствующие лицензионные отчисления. Кстати, в рамках соглашения с Microsoft мы можем обмениваться какими-то интересными идеями.


А какова доля OEM-бизнеса в обороте KYE?

В общем обороте компании на OEM-бизнес приходится около 30%, остальная продукция распространяется под торговой маркой Genius. Направление OEM позволяет расширить нашу общерыночную долю и поддерживать необходимый уровень цен и конкурентоспособность.


Бизнес вашей компании в России очень успешный, ведь там Genius -- марка номер один в сегменте продаж мышек и сканеров? Как Вы можете это прокомментировать?

Я думаю, все-таки ключевым моментом является популярность бренда Genius. Кроме того, у нас очень хорошо отлажена партнерская сеть по всей России. Продукция KYE широко представлена в розничных компьютерных магазинах и салонах. Всего этого удалось достичь, конечно же, благодаря нашим партнерам и доверительным отношениям с ними. Такая политика оправдала себя во время экономического кризиса в России в 1998--1999 годах. В той нестабильной обстановке мы отгружали продукцию фактически под беспроцентный кредит и смогли сохранить бизнес.

В отношении успеха я бы отметил еще один фактор. У KYE мощный R&D-отдел, который может при необходимости быстро перерабатывать уже существующие продукты, адаптируя их к локальным условиям. Кроме того, наличие хорошей производственной базы позволяет очень оперативно реагировать на конъюнктуру рынка. KYE в Китае построила четыре фабрики, где внедрены жесткие нормы контроля за качеством продукции.

Одним словом, для успеха важны отношения между людьми, наличие хороших продуктов и немного удачи.


Какова особенность бизнеса KYE в Украине?

Украина -- очень важный сегодня рынок, полагаю, не только для нас. Если сравнивать, скажем, с Россией, то для KYE здесь больше нереализованного потенциала. Количество установленных компьютеров по отношению к населению страны значительно меньше, чем в России, а темпы развития вполне сопоставимые. Кроме того, с каждым днем Украина становится более открытой, в том числе для бизнеса. Многие производители по-прежнему с опаской относятся к странам СНГ. Пока они раздумывают, стоит или не стоит активизировать здесь свою деятельность, наша компания уже не один год весьма успешно работает на этих рынках. И, думаю, в будущем мы будем только наращивать свое присутствие здесь.