Кризис в картинках. «Как это было» на рынке ноутбуков

30 июль, 2010 - 14:24Роман Хархалис

Только что попала в руки прелюбопытнейшая картинка - график изменения долей производителей ноутбуков на украинском рынке. Данные подобраны поквартально, в диапазоне с II кв 2008 г по I кв 2010 г. Вы можете загрузить увеличенную версию картинки и сами посмотреть "как это было". Как для меня, интереснейший материал для медитации и размышлений.

Кризис в картинках. «Как это было» на рынке ноутбуков

Данные от IDC, а это означает, что замерялся так называемый sell-in - количество продукции, ввозимой в Украину. Вопросы, как и куда она потом девается, этот метод не затрагивает. Нужно отметить, что в "мирное время" компании планируют ввоз (тот самый sell-in) исходя из реальных и прогнозируемых (при том, что эти прогнозы преимущественно выполняются) объемов продаж конечному потребителю (sell-out), и поэтому показатели sell-in и sell-out примерно соответствуют друг другу. Кризис же, в нашей украинской версии, был характерен как раз тем, что объемы складских запасов и реальных продаж почти никак не кореллировали - кто-то распродавал завезенное еще ранней осенью почти год, кто-то сливал все быстро и старался завозить новое. В общем, давайте обратимся к картинке.

Сразу обращает на себя внимание красивый рисунок в левой нижней части, напоминающий противофазные синусоиды. Он демонстрирует, как разные производители импортировали партии товара в Украину. Заметьте, что каждая из линий на самом деле - не синусоида. У нее есть максимум, соответствующий активизации поставок, а дальше идет период более низкой импортной активности, в течение которого эта партия распродается. При более удачном планировании (или качестве, популярности продукта, рекламе, маркетинге - здесь нужно рассматривать все в комплексе) через квартал следует новый подъем (HP), в неудачных случаях (Toshiba) после всплеска идет очень долгий период низкой активности, это говори о том, что в sell-out продукт уходит плохо.

Обратите внимание, что у некоторых вендоров импортная активность падала вообще до нуля, то есть, были кварталы, в которых компании вообще ничего не ввозили в Украину.

Посмотрите на показатели Acer - компания в самый разгар кризиса только нарастила поставки, в дальнейшем они упали, причем в конце 2009 г - даже ниже линии тренда. Но о полном прекращении поставок не было и речи. Вспоминая 2009 г, могу отметить, что компания была чуть ли не единственным оптимистом на рынке - планировала поставки, завозила новинки, активно рекламировалась. Все это, плюс недорогой и приемлемого качества продукт, плюс не премиумный, но все же нормально воспринимаемый бренд, позволило производителю показать хорошие результаты на рынке.

Хорошо поработала в кризис Lenovo, компания начала активные операции в III кв 2008 г, и с тех пор двигалась только вверх за исключением совсем уж тяжелой зимы 2009 г. Есть сведения, что по итогам II кв 2010 г она уже вышла на второе место по sell-in в Украину.

Samsung, находившаяся на начало кризиса в довольно незавидном положении на рынке, смогла в итоге овладеть ситуацией и уверенно наращивала продажи. Опять же, 2009/2010 гг, насколько я могу вспомнить, компания провела под знаком массовых ноутбуков, продававшихся по очень выгодным для покупателя ценам.

Четко видно, как после III кв 2008 г начался флуктуационный период, рынок тасовал игроков в невообразимых масштабах, и как со II кв 2009 произошла стабилизация ситуации. По итогу можно сказать, что ведущие производители достойно боролись за свое место на украинском рынке: если до начала кризиса в первую пятерку входили Acer, ASUS, Samsung, Toshiba, HP, то по итогу из группы лидеров выбыли только японцы, которых заменила Lenovo. Отношение компании Toshiba к украинскому рынку, характер ее активности почти всегда были странными, действия не носли системного характера - что ж, за что и поплатились.

Также хорошо видно, что компании, не относившиеся к рынку достаточно серьезно, не имевшие сильного продукта, бездумно резавшие рекламу, маркетинг и поддержку партнеров, в итоге пострадали. Сейчас объемы их поставок в сумме меньше, чем до кризиса, отрыв лидеров от аутсайдеров заметно увеличился.

В общем, рекомендую внимательно посмотреть на картинку, другие выводы у вас сложатся сами собой. Интереса ради, можем в комментариях повспоминать, какие события в какой компании происходили в разные периоды кризиса, и посмотреть, как в это время выглядела общая картина.