Кризис украинской интернет-торговли

30 ноябрь, 2010 - 19:12Роман Хархалис

Признаюсь, до сих пор придерживался мнения, что единственный разумный формат для интернет магазина - это дискаунтер, а главное преимущество, которое он может предложить в сравнении и с офлайновой розницей, и с прямыми конкурентами - это самая низкая цена. Впрочем, похоже, с этим предубеждением придется расстаться, а независимо от него в сегменте интернет-торговли зреет небольшая революция.

Погоня за самой низкой ценой привела к засилью дебильного не совсем доброкачественного маркетинга, в рамках которого в прайс-агрегаторах и на сайтах самих магазинов продвигаются предложения по заниженной цене, а при попытке заказа начинаются звонки со словами "Ой, извините", и дальше по понятному сценарию, с выводом покупателя на предложение по настоящей, более высокой цене.

Недавно с таким явлением столкнулся и я, когда покупал зимние шины для своего автомобиля. Когда мне позвонили и начали что-то гундосить объяснять про "поставщиков", "партию в пути", "уточнить" и прочую похожую лабуду малозначимую информацию, я вежливо поблагодарил, отменил заказ, поехал на авторынок и там в течение 15 минут купил зимние шины. Соотношением тамошней цены с теми цифрами, которые висят на витринах интернет-магазинов я впоследствии благоразумно не интересовался.

Конечно же можно было "ждать партию", или отменять заказ и делать его в следующем интернет-магазине. Сколько раз, интересно, чтобы попасть на честного продавца? А зима ведь не ждет. Я принципиально решил для себя, что пользоваться услугами продавца, прибегающего к таким уловкам, не буду ни при каких обстоятельствах, лучше уж авторынок и переплата (да и то не факт). Можно, конечно, поступить "оптимально" - заказать у всех (ну или 10-15 первых), а купить у того, кто первым добежит, остальных же послать в садъ отменить силою факта, т.е., не впустив за проходную. Но проклятая врожденная порядочность мне в этот раз, как впрочем и во все предыдущие, помешала.

Может быть, стоит подобную систему разработать и запустить тем же прайс-агрегаторам? Правда, в рамках бизнес-этики. Представьте себе систему, в которой покупатель делает заказ один раз - на площадке агрегатора, он автоматически рассылается всем интернет-магазинам с предложениями по указанной или более низкой цене, первый отреагировавший получает клиента, а остальным рассылается "отбой". Правда, никто не помешает после отбоя перезвонить клиенту со словами "Ой, извините"... Ну, как быть в таком случае, я еще не придумал.

Обсуждал эту проблему с несколькими знакомыми, еще пару раз она сама собой всплывала в разговоре - каждый раз люди жаловались на то, как достали все эти ненастоящие предложения. "Я готова покупать и не по минимальной цене," - говорит одна вполне продвинутая и обеспеченная знакомая, - "лишь бы быть уверенной, что товар доставят вовремя, по заявленной цене и без попыток ее пересмотреть". Наверное, уже аудитория готова аудитория лояльных пользователей интернет-магазинов, но за нее придется еще побороться. Тогда как продолжение нынешней практики разрушает лояльность и подрывает доверие ко всем онлайновым площадкам сразу. А ведь интернет-торговля стоит на рубеже, который отделяет работу с довольно узким контингентом "интернетчиков" от прихода в сегмент действительно массового потребителя.

Что делать интернет-магазинам? Завоевывать лояльность покупателей, зарабатывать авторитет. Да, это долго, но без этого никуда. Боюсь, что я в скором времени просто откажусь что-либо покупать в интернете без 200% уверенности, что выбранный мною продукт:
 - есть на складе;
 - стоит ровно столько, сколько указано на странице;
 - будет доставлен в указанные сроки...

... и еще пара-тройка факторов.

Думаю, тогда покупать буду не только я один.