`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Критическая поддержка ЦОД в деталях

Статья опубликована в №30 (740) от 31 августа

0 
 

В последнее время украинский рынок ИТ демонстрирует неплохую динамику в отношении построения новых и модернизации существующих центров обработки данных. Заказчики все больше внимания уделяют вопросам критической поддержки ЦОД.

Затраты на стадии эксплуатации

Критическая поддержка ЦОД в деталях

В общепринятых моделях оценки совокупной стоимости владения (TCO) выделяют два типа затрат: фиксированные и текущие (или прямые и косвенные). И, согласно информации аналитиков Gartner, фиксированные затраты на разработку и внедрение ЦОД составляют лишь около 30%, в то время как на долю текущих, возникающих в процессе эксплуатации вычислительной площадки, приходится свыше 70% общего числа всех расходов на ИТ.

Преобладающая доля текущих затрат включает:

  • расходы, имеющие отношение к человеческому фактору (непредумышленные ошибки и просчеты персонала, обучение и консультации по настройке);

  • издержки на техническую поддержку (своевременное обеспечение запасными частями, профилактические и регламентные работы, обновление и модернизацию);

  • стоимость процессов управления и мониторинга;

  • те, что связаны с вынужденными простоями.

Особо необходимо отметить, что эффективные способы оптимизации текущих затрат в первую очередь предполагают их оценку и планирование еще до создания и внедрения инфраструктуры ЦОД как таковой. Этот подход характерен для западных компаний, но, к сожалению, лишь немногие отечественные предприятия берут его на вооружение. Другими словами, для большинства украинских организаций вопрос о сокращении доли затрат на эксплуатацию ЦОД до поры до времени либо не возникает вовсе, либо старательно замалчивается. Вероятно, именно этим объясняется и тот факт, что в нашей стране компании зачастую впервые сталкиваются с «неожиданной» проблемой значительных затрат уже на этапе функционирования центра обработки данных, и то обстоятельство, что широко применяемая в практике западных фирм услуга критической поддержки пока что находится в самом начале пути своего развития на отечественном рынке.

Однако по мере увеличения числа новых ЦОД в Украине и накопления опыта их эксплуатации возникает все больше аргументов в пользу сопровождения таких комплексов посредством оказания услуг критической поддержки.

По опыту

Пожалуй, наиболее убедительно значение обладания критической поддержкой проявляется во время регламентных и профилактических работ. Бывает так, что решающе важная для ЦОД система охлаждения и кондиционирования оказывается под угрозой остановки из-за такой мелочи, как несвоевременная замена отслуживших свой ресурс и забитых пылью фильтров. А дизель-генераторная установка может подвести в самый неподходящий момент в связи с отсутствием планового обслуживания по замене горюче-смазочных материалов и периодических нормативных запусков.

Не менее показательны и сюрпризы, преподносимые внешней средой. Так, большая часть территории Украины (за исключением Крыма) относится к третьему климатическому району со среднегодовым колебанием температур от -5 до -20 в январе и от +21 до +31 – в июле. Исходя из этого и в полном соответствии со строительными нормами и правилами производится в том числе и выбор решений по охлаждению и кондиционированию. Однако погодные аномалии последних двух лет уже продемонстрировали рекордные значения температуры воздуха как зимой, так и летом. Температурные показатели, прежде несвойственные для нашей климатической зоны и выходящие за расчетные параметры принятых норм, похоже, становятся реальностью в силу процессов глобального потепления и изменения климата. И это не может не сказаться на функционировании инженерных систем ранее внедренных ЦОД.

Подобные примеры можно продолжать приводить, но в конечном итоге мы приходим к тому, что всевозможные неприятности, периодически возникающие во время функционирования ЦОД как по вине людей, так и из-за неполадок в оборудовании и/или экстремальных внешних факторов среды, лишь усугубляют ситуацию с текущими затратами на его эксплуатацию. По некоторым данным, в пике они могут возрастать на 50% от своего средне-расчетного уровня вследствие необходимости привлечения незапланированных средств и ресурсов для устранения возникающих проблем, а также с учетом прямых убытков и недополученных прибылей, вызванных непредвиденными простоями ЦОД.

Что решает критическая поддержка

Фактически услуга критической поддержки призвана главным образом оптимизировать текущие затраты благодаря применению запланированного и последовательно внедряемого комплексного подхода к сопровождению инфраструктуры ЦОД. Рассмотрим по пунктам, как это происходит на практике.

Во-первых, критическая поддержка подразумевает, по сути, перекладывание всевозможных рисков с компании, владеющей ЦОД, на системного интегратора, осуществляющего поддержку.

К ним относятся риски, связанные с материальным обеспечением и освещаемые вопросами:

  • Насколько сильно увеличиваются капзатраты по построению ИТ-инфраструктуры серверного помещения в связи с приобретением критически важных запасных модулей?

  • Где найти место для их правильного хранения?

  • Как проверять работоспособность этих модулей?

  • Можно ли использовать в качестве запасных те модули, которые пролежали на складе без дела больше срока своей гарантии?

  • Как реагировать на трудности, спровоцированные внешними факторами?

Кроме того, сюда относятся риски, обусловленные человеческим фактором и освещаемые вопросом – какова на самом деле готовность и дееспособность персонала, ответственного за практическую реализацию продуманного в теории плана по восстановлению работоспособности инфраструктуры центра обработки данных?

Здесь важно учитывать, что практических репетиций для сотрудников или, выражаясь языком военных, учений в максимально приближенных к боевым условиях скорее всего никто и никогда не проводил. Однако любая неисправность в критически важном ЦОД характеризуется внезапностью возникновения в неурочный час и прессингом ответственности на персонал в условиях жесткого лимита времени. В подобных обстоятельствах заведомо эффективны исключительно отработанные до автоматизма действия, ставшие буквально рутинными в результате многочисленных повторений.

По букве сервисного контракта интегратор, осуществляющий критическую поддержку, несет за свои действия финансовую ответственность в виде штрафных санкций за нарушение взятых на себя обязательств.

Во-вторых, с целью повышения эффективности работы критическая поддержка всегда осуществляется по принципу эскалации проблемы вверх по уровням до тех пор, пока не будет найдено решение. Другими словами, в зависимости от уровня сложности возникшей задачи поиск ее решения идет с плановым привлечением все больших сил и средств. Так, самые простые ситуации по возможности решаются в телефонном режиме на уровне консультаций между персоналом компании и бригадой быстрого реагирования интегратора. Более трудоемкие неисправности требуют экстренного выезда этих специалистов на место, где совместно восстанавливается работоспособность и устраняются проблемы.

Если и этого недостаточно для эффективного выхода из положения, бригада быстрого реагирования способна оперативно привлечь себе на помощь весь опыт и знания инженеров-разработчиков соответствующего оборудования.

В-третьих, и это очень важно, критическая поддержка принципиально позволяет перейти от экстренного реагирования на уже возникшие проблемы к плановому с целью предотвратить возникновение 80% потенциальных сбоев. В частности, рассмотренные в самом начале статьи текущие затраты можно условно разделить на запланированные и незапланированные. Грамотно организованная поддержка должна увеличивать процент прогнозируемых затрат за счет снижения процента тяжелых по своей природе непредвиденных расходов. Сюда относятся и своевременно принятые меры по профилактике, и тщательный мониторинг/управление всех событий, происходящих в ЦОД. Это позволяет предсказывать возникновение ряда неисправностей и пресекать саму причину сбоя до того, как проблема станет реальностью.

Наконец, плотное сотрудничество по критической поддержке способствует более грамотному стратегическому планированию дальнейшего развития и модернизации ЦОД.

На сегодняшний день в Украине лишь единичные крупные компании национального масштаба активно стремятся воспользоваться описанными преимуществами запланированного снижения TCO, в том числе и за счет обращения на практике к услуге критической поддержки. Еще ряд больших организаций из государственного сектора хотели бы иметь критическую поддержку и зачастую свидетельствуют о некоторых связанных с этим требованиях в проводимых тендерах, но вследствие ряда причин для указанной сферы данный аспект находится пока скорее на уровне теоретического участия, чем практического применения. Ожидаемый качественный прорыв наступит только тогда, когда реальный интерес к освещенным вопросам массово начнет появляться у представителей среднего бизнеса.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT