Корпоративная IP-телефония на пороге стремительного роста

27 март, 2006 - 23:00Ярослав Осадчий

Согласно данным исследовательской компании Dell'Oro Group, продажи корпоративного телефонного оборудования с поддержкой интернет-протоколов выросли в IV квартале прошлого года на 42% по сравнению с аналогичным периодом 2004 г., а поставки традиционных систем голосовой связи снизились на 2%. По информации еще одной маркетинговой компании, Infonetics Research, в целом в 2005 г. продажи систем IP-телефонии в денежном выражении увеличились на 23%, в то время как традиционной – на 15% упали. Главным же источником доходов производителей стали конвергентные системы, поддерживающие оба типа связи.

Всего продажи телефонного оборудования для корпоративного сектора в прошлом году принесли производителям 8,1 млрд долл., что на 12% больше, чем годом ранее. Главным стимулирующим спрос фактором стала активная конкуренция между поставщиками услуг широкополосного доступа в Интернет, ведущая к повышению качества сервисов и снижению их стоимости. Именно поэтому бизнес-пользователи, опробовавшие IP-решения в опытном режиме и оценившие материальную выгоду, приступили к их масштабному внедрению.

Впрочем, несмотря на это, на «чистые» VoIP-решения в 2005 г. пришлось лишь 12% поставок. Хотя доходы от продаж традиционного телефонного оборудования снижаются, они все еще популярны и по итогам прошлого года заняли 23% рынка. А вот остальные 65% составили гибридные системы, включающие как VoIP-, так и модули традиционной телефонии. Спрос на такие решения связан со стремлением компаний сохранить инвестиции и обеспечить взаимодействие старой и новой инфраструктур.

Корпоративная IP-телефония на пороге стремительного роста

Главным игроком мирового рынка как в секторе IP-телефонии, так и в традиционных видах корпоративной связи аналитики Infonetics называют Nortel, за ней следуют Avaya, Siemens, Alcatel и NEC. Dell'Oro, в свою очередь, уверена в первенстве в сегменте IP-телефонии Avaya, которая, по оценкам маркетологов, в 2005 г. заняла 19,3% данного сегмента. Покупка немецкой Tenovis позволила ей улучшить свои позиции на западноевропейском рынке, впрочем, пока Avaya не удается существенно потеснить не только лидера в EMEA, французскую Alcatel, но и Siemens, занимающую вторую строчку в рейтинге поставщиков этого региона.

EMEA, к слову, как и во многих других сегментах IT-индустрии, стал в минувшем году наиболее активно растущим регионом сбыта – его доля в структуре доходов составила 44%, тогда как североамериканский рынок принес 32% оборота, Азиатско-Тихоокеанский – 19%, а Центральная и Латинская Америка – лишь 5%.

Ведущие производители продолжают активно продвигать свои системы в сегменте малого и среднего бизнеса, предлагая специализированные платформы и решения, в то время как доля оборудования, ориентированного на крупные корпорации, уменьшается. По данным аналитической группы TelecomTactics, 80% решений, реализованных в 2005 г. на североамериканском рынке, рассчитаны не более чем на 250 абонентов, а половина таких систем и вовсе предназначена для обслуживания до 125 пользователей.

По мнению аналитиков, конкуренция в сегменте SMB со временем будет только нарастать, что приведет к упрощению телефонных систем, повышению их гибкости и функциональности, а также к снижению стоимости. Ассортимент IP-телефонов сегодня уже достаточно широк, лидером по поставкам клиентских VoIP-устройств в корпоративный сектор продолжает оставаться Cisco, на долю которой в прошлом году пришлось 42% продаж.

Что же касается прогнозов на будущее, к 2009 г. эксперты ожидают увеличения поставок корпоративных телефонных решений до 11,6 млрд долл., что на 43% больше, чем в 2005 г. К этому времени подавляющее большинство покупателей откажется от использования традиционных систем голосовой связи (их продажи снизятся на 88%), в то время как доля IP-решений через три года вырастет до 82%.