Корпорация «Инком» -- подготовка к продаже или маркетинговый ход?

7 май, 2002 - 23:00КО

 


Корпорация "Инком" хотя и появилась недавно, однако в представлении не нуждается, поскольку холдинг "Информационные Компьютерные Системы", именно так называлась ранее эта структура, весьма заметный игрок на украинском рынке. Тем не менее ее преобразование вызвало массу вопросов и породило всевозможные слухи, начиная с того, что идет подготовка к продаже компании, заработавшей в прошлом году 53 млн. долл., и заканчивая тем, что это просто какие-то маркетинговые уловки. Сегодня у нас в гостях президент корпорации "Инком" Александр Кардаков, беседу с которым мы и начали с вопроса: что же произошло на самом деле?


Слухи о том, что мы готовим компанию к продаже, конечно же, только слухи. Тут я, наверное, сразу многих разочарую, хотя можно было заинтриговать читателя и только к середине нашей беседы развенчать их, рассказав, как нелегко было найти достойного покупателя на Западе, насколько сложен предпродажный аудит и пр. И все же это слухи, как, впрочем, и то, что идущие преобразования имеют лишь косметический характер и дают нам просто лишний повод "пошуметь". На самом деле это действительно серьезно, я бы даже сказал радикально. Конечно же, не все проходит гладко, как хотелось бы, есть некоторые проблемы и организационного характера, и ломки стереотипов взаимоотношений внутри организации. Однако мы достигли того момента, когда такие преобразования просто необходимы, и основная цель происходящих изменений -- упрощение внутренней инфраструктуры компании для повышения ее эффективности. Главная задача на данном этапе -- добиться того, чтобы корпорация "Инком", состоящая из множества подразделений, воспринималась как единое целое. Чтобы клиенты не чувствовали границ между фирмами, входящими в корпорацию, работают ли они с компаниями "Датаком", ICS или "Бэст Пауер Украина". Очевидно, это позволит лучше обслуживать наших заказчиков, и как результат, просто даст возможность экономить им деньги.


Но изначально это были отдельные независимо развивающиеся компании?

Корпорация «Инком» -- подготовка к продаже или маркетинговый ход?
С самого начала мы строили свой бизнес, намереваясь занять разные ниши рынка. Специально под выбранные направления создавались компании, которые получали полную свободу. Безусловно, стратегическая линия оказывалась общей, но в тактике ведения бизнеса они были свободны. И методы работы с заказчиками, и внутренние стандарты у всех разные. Но когда возникла необходимость реализовывать большие проекты, требующие участия всех компаний, выяснилось, что крайне нужны единые стандарты, общая управляемость.


При этом компании по-прежнему сохраняют определенную долю независимости?

Монолитной структуры не будет, у компаний останется значительная доля автономности. Такой подход диктуется различием сегментов, в которых они работают. Например, у "Датаком", развивающей всеукраинскую сеть передачи данных, есть своя совершенно уникальная специфика, создающая определенные отличия в методах работы с клиентами. Компании останутся в чем-то самостоятельными, но их общее число было сокращено. Во-первых, мы свели всю дистрибьюцию в одну структуру. Остались подразделения, ведущие весьма специфический бизнес, скажем, "ИКС-Маркет" -- торговое оборудование, автоматизация торговой деятельности, и они, конечно же, будут самостоятельными, но в рамках корпорации. Как и компании "Бэст Пауер Украина", "Датаком", "Датасат", "Элвисти", "Прайм Компьютер".


Происходило ли сокращение штата в результате структурной реорганизации?

Как раз наоборот, шел дополнительный набор сотрудников. Сегодня у нас работают 520 человек с учетом филиалов и всех киевских офисов. Чего мы добились за счет объединения, так это высвобождения дефицитного управленческого ресурса. Хороших менеджеров всегда сложно найти. Поэтому объединение некоторых подразделений позволило нам более оптимально перераспределить персонал.


Возвращаясь к структурным преобразованиям, почему была выбрана форма корпорации?

Тут ничего таинственного нет, все продиктовано необходимостью. Ведь если заглянуть в экономический словарь, то "корпорация — это форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих, работающих по найму". Это именно та форма предприятия и управления, которая, с моей точки зрения, сегодня наиболее оптимальна для нашего бизнеса.


Завершен ли уже процесс реорганизации?

Очередная стадия преобразования в корпорацию будет проходить как минимум до конца этого года. В теории управления есть такое понятие, как введение изменений и их поддержание до того момента, пока они не станут частью организационной культуры. Провести их можно и за неделю, но для того чтобы они заработали, как правило, требуется не менее полугода. Но опять же, в результате это приведет к необходимости следующих изменений.


Что касается нового названия, ведь с объявлением про образование корпорации вы заявили и ее новое имя.

По меньшей мере, тому были две причины. Первая и основная -- название компании должно объединять все фирмы, входящие в корпорацию. Вторая, может быть, менее важная -- это то, что составляющая нашего прежнего названия "компьютерные" за 11 лет несколько устарела, мы занимаемся не только компьютерами.


Наряду с реорганизацией бизнеса вы запустили несколько новых направлений, одно из них -- "Датасат".

"Датасат" -- структура, занимающаяся решениями спутниковой передачи данных, действительно появилась относительно недавно. Она предоставляет и оборудование, и услуги по организации канала. Мы будем разворачивать указанное направление наряду с нашей сетью "Датаком", предлагая этот вид связи там, где нельзя использовать наземные цифровые каналы. Сегодня география многих проектов стала более обширной. Все чаще проекты выполняются в масштабах всей страны. Для многих банков, крупных компаний создаются виртуальные сети на базе нашей опорной сети передачи данных, которая стала очень востребованной. Следующий уровень такого проекта -- это построение мультисервисных сетей, когда мы объединяем передачу данных, организацию видеоконференций, системы видеонаблюдения, передачу голоса.


Вы упомянули о видеоконференции. Этот сервис действительно уже востребован?

Корпорация «Инком» -- подготовка к продаже или маркетинговый ход?
Может быть, еще недостаточно активно, но для многих компаний он уже необходим. Например, у нас сейчас 15 филиалов плюс четыре офиса в Киеве. Провести общее собрание -- значит, собрать не мене 30 человек со всей Украины, оторвав их от работы как минимум на сутки. Намного дешевле и проще видеоконференции, уже сейчас используются селекторные и аудиоконференции. Технологии и каналы доставки информации становятся более доступными. Сегодня многие банки активно применяют удаленные системы видеонаблюдений, причем не только в целях безопасности, но и для оптимизации бизнес-процессов. Скажем, установка подобных систем в местах активной работы с клиентами (операционных залах, обменных пунктах и т. п.) с последующим анализом трафика.


Но мы немного отошли от темы, мы говорили о масштабности, которая требуется сегодняшним проектам. А что можно еще отметить из тенденций в этом сегменте?

Сегодня как никогда необходимы комплексные решения, сопровождаемые консалтинговыми услугами. Зачастую востребован полномасштабный системный консалтинг, связанный со стратегическим планированием, развитием информационных систем на предприятии.


Когда-то на одном из ваших семинаров вы представили проектный бизнес в виде пирамиды: вначале поставлялось просто "железо", затем шел системный уровень, следом база данных и, наконец, система управления. Какой уровень сегодня востребован больше всего?

Я бы сказал, что есть спрос на все уровни интеграции, и мы готовы предоставлять решения любой сложности, включая системы управления предприятием. Но зачастую эту пирамиду заказчику нужно представить на пять лет вперед. Какой она должна быть? К примеру, сейчас уже есть определенная инфраструктура, и его предприятие работает, но идет быстрый рост, и главное -- понять, какой система должна быть через несколько лет.


Насколько изменились размеры проектов по сравнению с тем, скажем, что было пять лет назад?

Если, например, рассмотреть банковскую сферу, то здесь с десяток организаций, имеющих несколько сотен или даже тысяч так называемых точек присутствия, причем по всей Украине. Еще два года назад на рынке были считанные единицы таких структур. Деловой интерес многих компаний к другим регионам, помимо центральных и промышленных, стремительно растет. Но наряду с ростом территориальных масштабов предприятий резко увеличивается объем обрабатываемой информации, накапливаются колоссальные объемы данных, повышается их ценность, более актуальными становятся вопросы безопасности и пр. Обойтись без IT, причем самых передовых технологий становится все труднее. On-line-сервисы, "защищенные" серверные помещения, оптоволоконные соединения -- это то, что применяется чуть ли не в каждом крупном проекте.


А какие сегменты наиболее активно развиваются?

Их можно долго перечислять, и наверняка я что-то упущу -- и банковский, и телекоммуникационный, и энергетический, и государственный... Кстати, один из наших последних проектов -- это система для прошедших выборов народных депутатов Украины, во многих отношениях уникальная. На этом, я думаю, было бы интересно остановиться более детально. Общеукраинские референдумы и выборы проводились уже не раз, но впервые информационные технологии применялись в таком масштабе. Для информационного обеспечения предвыборного процесса и голосования мы развернули корпоративную сеть, объединившую все 225 окружных избирательных комиссий и ЦИК (центральная избирательная комиссия). Нашими программистами было разработано специальное программное обеспечение для документооборота, которое позволило полностью автоматизировать процесс формирования и передачи структурированных сообщений и неструктурированной информации.


Сколько времени потребовалось на ее реализацию?

Поскольку тендер был проведен в декабре, то к работе мы смогли приступить только в январе, поэтому на разработку и внедрение было меньше трех месяцев. Написание, отладка и внедрение программного обеспечения проходили одновременно с его эксплуатацией. Были разработаны специальные механизмы обновления ПО и контроля версий. Обновление ПО в 225 окружных комиссиях на почти 1000 компьютерах, которое приходилось делать по 2--3 раза в неделю, само по себе уже далеко не тривиальная задача. За это время на базе наших филиалов мы дважды провели обучение сотрудников окружных комиссий (администраторов и операторов ПК) и дважды провели "тестовые выборы". В каждом нашем филиале были организованы центры технической поддержки, которые в день выборов работали круглосуточно.


Этот проект, как, по-видимому, и многие другие, сопровождался жесткой конкурентной борьбой?

Конкуренция на проектном рынке сегодня, безусловно, присутствует, что является лишь показателем его развитости. Бывают победы, бывают поражения, но бизнес есть бизнес, и к этому нужно относиться как к бизнесу. В случае неудач, скорее, надо пенять на себя, а не на то, что тебе помешал конкурент. И меня всегда удивляет, когда все переносится на какой-то личностный уровень, почти вражды. Я, например, с некоторыми коллегами-конкурентами очень тесно общаюсь вне работы и считаю это совершенно нормальным.


Все отмечают существенный рост бизнеса в прошлом году.

Мы также можем это отметить исходя из собственного развития, причем значительный рост наблюдался в области телекоммуникаций, связи, передачи данных. У нас в этот период появилась компания "Датаком", а следом "Датасат", активно развивалось направление компьютерной и IP-телефонии. Если посмотреть на крупные фирмы, то они развиваются либо в направлении консалтинга, либо в сегмент телекоммуникаций, либо и то, и другое. Что интересно, четко просматривается ситуация, когда сочетание нескольких технологий дает новый результат для потребителя. Возьмем, например, сеть передачи данных, включая IP-телефонию. Объединение этого в одном пакете дает нашим клиентам реальную экономию средств и преимущества перед конкурентами. В таком же ключе можно рассмотреть call-центры и CRM-решения. Максимальный эффект достигается на стыке технологий при использовании весьма сложных их реализаций. Если раньше IT ассоциировались лишь со сборкой компьютеров, а это может осилить любой грамотный студент, то потом коньком стало построение сетей. До сих пор многие предприятия сети строят самостоятельно, но общие задачи с каждым днем усложняются, и с ними отделы информатизации предприятий уже просто не справляются. И не по причине недостаточной квалификации, у них задача другая -- обеспечивать работоспособность установленных систем. На нормально работающем предприятии, как правило, не хватает специалистов. Поэтому все большую актуальность приобретают услуги по сервису, поддержанию внедренных систем.


Вы упомянули подразделение, которое занимается торговым оборудованием, а не присматриваетесь ли Вы к сегменту автоматизации производства?

Если речь идет об автоматизации технологических процессов, то мы пока не занимаемся этим как минимум по двум причинам. Для того чтобы автоматизировать какое-либо производство, нужны технологи, у нас в корпорации таких специалистов нет. С другой стороны, старые предприятия, как правило, не нуждаются в использовании IT, а новые уже идут с интегрированными системами. На них пока нет массового спроса, есть лишь единичные случаи внедрения, т. е. можно сказать, что при нынешнем уровне производства и отношения к нему применение таких технологий не даст необходимого эффекта, чтобы оправдать затраты на реализацию проекта. Вот автоматизация финансовых функций на предприятии -- более востребована. Однако что касается АСУ ТП, то мы держим этот сегмент в поле зрения.


Рассказ о проекте "Выборы" показывает, что именно наличие сети филиалов по всей Украине позволило выполнить его так, как он задумывался?

Организационно сегодня наши региональные структуры стали филиалами корпорации "Инком" и представляют интересы всех компаний, входящих в ее состав, т. е. задачи этих подразделений усложнились и сейчас ведутся их расширение и активный набор персонала. В наших планах создание сети филиалов, которая бы охватывала все областные центры и крупные города Украины.


Грядет ваше очередное мероприятие, которому Вы всегда придаете большое значение?

С 9 по 11 мая пройдет вот уже восьмой традиционный научно-практический семинар на борту теплохода "Генерал Ватутин". Подобные мероприятия мы проводим для наших крупных заказчиков. Это своеобразное место встречи наших клиентов, где они, в первую очередь, могут пообщаться друг с другом, поделиться опытом. Поскольку мы собираем представителей предприятий, которые имеют сложные информационные системы, то им есть о чем поговорить. Кроме того, наши вендоры получают возможность донести свою информацию до тех, кто непосредственно использует их технологии. Конечно же, и мы рассказываем о своих новинках, планах, перспективах развития. Происходит диалог -- мы сверяем свой путь развития с планами наших заказчиков.