Консалтинг, бизнес-моделирование и разделение труда

23 апрель, 2002 - 23:00Александр Черников
С 9 по 12 апреля в Киеве во Дворце "Украина" проходила акция "Електронна Украïна", в рамках которой состоялись телекоммуникационная выставка и бизнес-форум, посвященный использованию современных технологий в государственном управлении, бизнесе, экономике и образовании.
В четыре дня было спрессовано более 80 докладов и презентаций, относящихся к тематике мероприятия. Не умаляя значения развития телекоммуникаций, дистанционного обучения и систем электронного правительства, мы хотели бы в этом обзоре остановиться только на вопросах автоматизации управления предприятиями, обсуждаемых в первые два дня акции. С этой точки зрения наиболее интересна, на наш взгляд, тенденция к разделению труда в процессе внедрения АСУП, которая достаточно хорошо прослеживалась в выступлениях докладчиков.

Консалтинг, бизнес-моделирование и разделение труда Начальный анализ структуры, бизнес-процессов и общей хозяйственной деятельности компании могут быть теперь выполнены независимой бизнес-консалтинговой организацией, не имеющей никакого отношения к информационным технологиям.

Синтез и "прокрутка" нового облика компании также могут выполняться независимыми организациями без привязки к определенным аппаратным и программным средствам. IT-консалтингом в общепринятом понимании эту услугу назвать нельзя. Поскольку другого варианта не предлагалось, условно назовем этот этап "моделированием". Используя специализированное ПО, бизнес-моделирование переводит данные консалтинга в динамические модели, исследует и оптимизирует их. Выходные данные, в свою очередь, являются исходными на следующем этапе -- выбора типа и функциональности АСУП.

Мы постарались по результатам конференций первых двух дней акции дать представление читателю о реально существующих решениях в области бизнес-консалтинга и моделирования, а также показать одно из практических внедрений информационной системы на базе Baan -- новичка на рынке АСУП Украины.


Консалтинг

Консалтинг, бизнес-моделирование и разделение труда
В рамках конференции "Консалтинг и эффективный бизнес", организованной "BDO Баланс-Аудит", была сформулирована роль консультанта с точки зрения самого консультанта -- он обеспечивает взгляд со стороны, приносит опыт других компаний и служит арбитром в спорах внутри предприятия. Как недостатки внешнего консалтинга назывались его высокая стоимость и неприятие сторонних консультантов руководящими работниками заказчика.

Оксана Максимова ("BDO Баланс-Аудит") представила Систему сбалансированных показателей (ССП), или, на языке оригинала, Balanced Scorecard, разработанную в 1990 г. в Гарвардской школе бизнеса. Система включает методики стратегического планирования и количественного измерения успеха.

Елена Вольская (EBS) рассказала об опыте построения стратегии и системы внутреннего контроля в компании. Фактически речь идет об управлении рисками на предприятии. Предлагаемая методика управления рисками разработана на основании опыта работы зарубежных компаний, а в Украине в настоящее время пока используется лишь частично.

Сергей Балченко ("BDO Баланс-Аудит") подготовил доклад о методике Due Diligence -- оценке привлекательности компании для инвестора. Такой анализ сегодня чаще всего заказывают Всемирный банк, ЕБРР и подобные им организации. В Due Diligence также входит оценка качества информационных систем.

Безусловно, директор компании, принимающий решения, время от времени нуждается в знаниях и опыте различных консультантов. Вероятно, периодическое обращение к независимой консультационной компании, а не содержание постоянного штата действительно может быть во многих случаях наиболее эффективным для некоторых предприятий.


ARIS

День бизнес-решений "Квазар-Микро" начала обстоятельным обзорным докладом Юрия Балькина, посвященным инструментальному средству ARIS.

Консалтинг, бизнес-моделирование и разделение труда Аббревиатура ARIS может быть переведена как "Архитектура интегрированных информационных систем". Это -- методология описания процессов, реализованная в программном инструментальном средстве ARIS Toolset.

ARIS -- одно из самых мощных на сегодня инструментальных средств анализа и синтеза производственных процессов. К его штатным возможностям относятся описание, отчеты по моделям, имитационное моделирование, анализ альтернатив и интеграция со стратегией компании. ARIS также способна сформировать перечень последовательных мероприятий для перехода из состояния "как есть" в состояние "как должно быть".

Можно согласиться с утверждением докладчика, что ARIS -- инструмент консультанта. Однажды хорошо отлаженное узкопрофильное предприятие вряд ли будет постоянно заниматься собственным перемоделированием. А вот в условиях начинающейся массовой отладки бизнес-процессов отечественных предприятий консультант, вооруженный ARIS Toolset и накопленным опытом, наверняка будет очень полезен. Использование ARIS может быть хорошим началом и для подготовки на сертификацию ISO 9001, и для внедрения больших сложных систем типа R/3.

Андрей Сидоров ("Логика Бизнеса", г. Москва) описал уже упоминавшуюся методику Balanced Scorecard, которая в ARIS может быть осуществлена стандартными средствами, вплоть до отчетов.


Baan

В рамках конференции "Технологии и пути реального повышения эффективности бизнес-процессов предприятий" была описана совместная работа Фонда госимущества Украины и российских компаний IBS и "Альфа-Интегратор Баан-Евразия".

Консалтинг, бизнес-моделирование и разделение труда Фонд госимущества в течение первых двух дней мероприятия был единственной государственной организацией, представленной на конференции и профессионально описавшей внедренные информационные технологии. Интерес ФГИ к компьютеризации объясняется просто -- Фонду необходим инструмент отслеживания финансового здоровья госпредприятий и момента их возможного банкротства. Проблема была решена, на наш взгляд, весьма качественно -- ФГИ провел тендер, результатом которого стало внедрение OLAP-модуля информационно-аналитической системы Baan.

Марина Алексеева (ГК "Альфа Интегратор Баан Евразия") более подробно рассказала о нынешнем положении дел в Baan, которая не так давно переживала трудные времена. Сильной стороной Baan всегда являлся производственный блок, поскольку система развивалась именно от задач промышленного производства. После покупки Baan компанией Invensys, которая традиционно сильна в области АСУТП, на рынке появилось мощное комплексное решение для автоматизации предприятий, охватывающее процессы получения, обработки и использования информации, начиная с датчиков и заканчивая исполнительными устройствами.

Несколько лет деятельности Baan в России позволили составить референтные модели основных типов российских предприятий. По словам г-жи Алексеевой, Baan на сегодня является наиболее локализованной по законодательству России системой, причем адаптация заняла около трех лет.

Конечно, плох тот купец, который не хвалит свой товар. Но случай с Baan особый. Компания основана еще в 1978 г., и ни у одной из современных систем нет 20-летнего опыта оптимизации своих продуктов, имеющегося у Baan. C сентября 1997 г. фирма присутствует на российском рынке, занимаясь в основном крупными и очень крупными предприятиями, в том числе и в отраслях ВПК. К середине лета этого года ожидается Baan v. 5.0, для которой сейчас заканчивается локализация. Четвертая версия Baan в настоящее время адаптируется и для украинского рынка. При ориентации продуктов Baan на компании среднего масштаба они могут составить серьезную конкуренцию SAP R/3, а при разумной ценовой политике и таким системам, как Axapta, "Галактика" и "Парус".