Компьютерная графика'2004

27 январь, 2005 - 00:00Артем Юрченко Четко прослеживаемая динамика стабильного развития CG-индустрии сохраняется не первый год к ряду. По оценкам аналитиков исследовательского центра Machover, в 2004 г. оборот рынка приложений для компьютерной графики составил примерно 119 млрд долл. Прогнозируется, что в 2009 г. этот показатель приблизится к отметке в 189 млрд.

Вошедшие в состав многочисленной армии Digital Artists формирования (от домашних пользователей до элитных подразделений в лице именитых VFX-домов) на протяжении последних двенадцати месяцев не испытывали недостатка в современных орудиях производства. К тому же рассматриваемый календарный период запомнился исчезновением с графических горизонтов нескольких довольно известных программных продуктов, а также традиционными альянсами и "бракоразводными" процессами.

Одновременно с выпуском в начале 2004 г. двенадцатой версии CorelDraw Graphics Suite корпорация Corel заявила о своем окончательном уходе со сцены театра Macintosh. Ничего не поделаешь, его зрители в большинстве своем так и остались равнодушными к многолетним попыткам Corel завоевать симпатии к собственным приложениям. Отныне внимание разработчиков нацелено исключительно на Windows. С целью усиления позиций в рядах приверженцев этой ОС был предпринят ряд кардинальных мер, в числе которых избавление от ставшего "непрофильным" ПО (3D-пейзажист Bryce так и не прижился среди своих векторно-растровых собратьев), последующее за этим приобретение компании Jasc Software – владельца богатого графического семейства во главе с приложением для ретуши оцифрованных изображений Paint Shop Pro и, наконец, "запуск в серию" усовершенствованного Natural-Media-редактора Painter IX.

Зимой из стана Adobe Systems пришло известие о сворачивании всех работ, связанных с пакетом LiveMotion. Апологет широко разрекламированной технологии масштабируемой графики (некоторые видели в LiveMotion прямого конкурента технологии Flash от Macromedia) так и не смог обрести своей рыночной ниши и был вынужден уйти в тираж. Подобная участь постигла редактор FrameMaker в вариации для Mac OS X и электронный верстальщик PageMaker (правда, в отличие от LiveMotion и FrameMaker, его пользователям создали максимально комфортные условия для перехода на InDesign CS).

Основная ударная сила Adobe была сконцентрирована в пакетах Creative Studio и Video Collection, ключевые компоненты которых подверглись глобальной модернизации еще в 2003 г. Исключение составили седьмое поколение стандарта Acrobat и компоузер After Effects в исполнении 6.5. Так или иначе, но это не помешало Adobe завершать финансовые кварталы прошлого года с традиционным "плюсом" в строке "чистая прибыль".

На фоне неоспоримого лидерства универсальных растровых комбайнов от Corel и Adobe заслуживающими всяческого уважения можно считать небезрезультатные попытки сообщества open source противопоставить им собственное решение. Выход в свет второй версии редактора GIMP дал все основания для его исключения из списка "мальчиков для битья". Что и говорить, продукт становится доступным все большему количеству дизайнеров (в перечне поддерживаемых ОС наряду с Unix, Linux и Windows появилась Mac OS X) и постепенно обрастает опциями профессионального уровня. При этом стоимость остается чисто символической – всего лишь $30.

Написание новой главы в истории копании Alias было начато ранней весной. По не замедлившей подтвердиться информации, более чем десятилетнее сотрудничество с корпорацией Silicon Graphics приблизилось к своему неожиданному завершению. Согласно договоренности между инвестиционным фондом Accel-KKR и SGI, последней пришлось расстаться с прославившимся на 3D-поприще подразделением. Стоимость сделки составила примерно 58 млн долл. Кардинальные перемены никоим образом не отразились на рабочей атмосфере в стенах R&D-центра Alias, и приблизительно в тот же промежуток времени страницы ведущих IT-изданий запестрели анонсами функций шестой версии пакета Maya. Cостоявшийся вскоре официальный выход релиза подтвердил его безоговорочное лидерство в сегменте профессиональной трехмерной анимации. Спустя некоторое время после обретения независимости Alias заявила о своей заинтересованности стремительно прогрессирующей компанией Kaydara, специализация которой – технологии анимации 3D-персонажей. Следствием их незамедлительного слияния стала миграция завоевавших популярность приложений Motionbuilder и FBX под знамена канадских программостроителей.

Извечный соперник вышеупомянутой кузницы VisualTech – компания Discreet – воспользовался авторитетом графического форума Siggraph, для того чтобы осуществить на его знаменитых площадях мировую премьеру седьмой версии 3ds max. Почти 300 тыс. официально зарегистрированных приверженцев пионера 3D на РС не были обмануты в своих надеждах и в который раз получили подтверждение правильности собственного выбора.

В целом следует отметить, что "большая четверка" производителей ПО для трехмерной графики (Alias, Discreet, Softimage и NewTek), покрыв возможностями собственных технологий значительную часть потребностей среднестатистического пользователя, стала уделять все больше внимания различным маркетинговым изощрениям. Завлечение новых клиентов происходит путем свободного предоставления бесплатных полнофункциональных версий пакетов, организации расширенных образовательных программ и т. п.

Digital Film Group компании NVidia, преимущественно состоящая из специалистов поглощенной годом ранее software-лаборатории Exluna (ее вотчиной была разработка и продвижение Renderman-совместимого визуализатора Entropy), представила общественности уникальный механизм рендеринга Gelato. Опираясь на аппаратную мощь видеокарт семейства Quadro FX, Gelato обеспечивает поддержку качественного просчета как Scanline, так и Raytrace-методами и отлично вписывается в существующие конвейеры 3D-производства.

Завершая итоговый графический материал, необходимо заметить, что для потребителей цифровых графических технологий прошлый год стал не менее плодотворным. Так, отечественные компании, специализирующиеся на изготовлении визуальных спецэффектов, предоставили широким зрительским массам прекрасную возможность оценить уровень собственного мастерства. К удивлению многих он оказался невероятно высоким. Одно из главных тому доказательств – выход на экраны фантастической киноленты "Ночной Дозор". Киевские студии Adrenaline Images ("Бабич-Дизайн") и MentalDrive выступили в роли полноценных участников российского мегапроекта, воссоздав причитающиеся им сцены с качеством, претендующим на почерк таких авторитетных голливудских VFX-империй, как Industrial Light and Magic или Digital Domain. К слову сказать, ILM и D2 также не почивали на лаврах – масштабный фильм-катастрофа The Day After Tomorrow потребовал от них значительных усилий для реалистичной имитации последствий свирепствующей природной стихии.