Коммерческое, открытое, бесплатное...

30 март, 2006 - 23:00Александр Черников

Модель бизнеса, которой придерживаются разработчики коммерческого ПО, довольно проста – интеллектуальный труд должен быть защищен и оплачен. Вольное сообщество, кроме любви к искусству, тоже не прочь за некоторое вознаграждение помочь разобраться экономным пользователям в хитросплетениях кода их шедевров. Но чтобы массово раздавать всем желающим еще вчера платный высококачественный продукт – этого в отрасли IT до сих пор не наблюдалось...

Известна одна из аксиом рынка ПО: для того чтобы техническая идея приобрела значение для бизнеса, те, кто ее продвигает, должны постараться создать сообщество пользователей. Необязательно горячих энтузиастов – достаточно, чтобы многие люди приняли ее, изучили и считали, что она вполне пригодна для применения в определенных целях.

Именно поэтому бесплатное (free) ПО становится в настоящее время одним из способов борьбы с продуктами, построенными на основе открытого кода (Open Source). Реальное сражение идет не за доход и даже не за умы разработчиков – на первом месте, как всегда, бизнес.

Синонимом маркетингового термина share of mind является brand association, и это понятие обозначает долю внимания потенциальных потребителей, ассоциированную с той или иной фирмой. Условно оно может быть также определено как частота, с которой покупатели вспоминают о конкретной марке, намереваясь приобрести товар данной категории.

Создатели коммерческих программных продуктов в тех сегментах, где вероятны альтернативы с открытым кодом, испытывают всевозрастающее давление со стороны потенциальных заказчиков, желающих видеть традиционно качественные разработки от крупных компаний, но по гораздо меньшей цене.

Поэтому сегодня даже всемирно известным софтверным фирмам приходится глубокомысленно констатировать, что «наличие бесплатных продуктов в списке изделий компании может иметь немаловажное значение для ее бизнеса в целом». Это, в частности, касается средств разработки и серверов баз данных.

СУБД

Forrester Research в одном из своих последних исследований утверждает, что рынок СУБД с открытым кодом (включая продажу лицензий, поддержку и обслуживание) в 2005 г. составлял около 300 млн долл., а к 2008 г. увеличится до 1 млрд долл. Такой спрос объясняется возросшей зрелостью продуктов этого класса и значительным снижением затрат на них. В результате ожидается, что уже к концу текущего года во всем мире до 20% самых важных (mission-critical) корпоративных приложений будут работать на СУБД с открытым кодом.

Каков ответ ведущих софтверных фирм? IBM в начале года вывела на рынок бесплатную версию СУБД под названием DB2 Express-C. Она может быть развернута не более чем на двухпроцессорных серверах, но для многих приложений этого достаточно, а сам бренд DB2 вполне способен привлечь к себе внимание разработчиков. IBM рассчитывает, что бесплатная версия DB2 будет способствовать и росту продаж ее более мощных продуктов этой линейки. Кроме того, предполагается, что наличие бесплатного ПО может привести к стандартизации разработки приложений на базе продукта от IBM для обеспечения единства инфраструктуры, включая СУБД, сервер приложений и другие компоненты.

Бесплатные версии своих СУБД имеются также в арсенале Oracle и Microsoft. Эти действия «большой тройки» создателей корпоративных СУБД отражают текущие изменения в экономике всего бизнеса ПО и способах, которым софтверные компании ведут коммерческую деятельность. Фактически IBM, Oracle и Microsoft пробуют увести разработчиков от Open Source к собственным изделиям и потенциально расширить свои клиентские базы.

Аналитики проявляют осторожность в оценках и отмечают, что пока неясно, будут ли бесплатные версии СУБД от трех крупнейших поставщиков влиять на рост продаж их ПО более высокого уровня. Одновременно такая тактика признается разумной: IBM, Microsoft и Oracle должны иметь свободные продукты хотя бы из соображений защиты своего бизнеса.

Впрочем, применяются и более радикальные средства борьбы, исходящие из простого тезиса – чтобы конкурент не мешал, его следует купить.

MySQL не сдается – пока

В прошлом месяце отраслевая пресса довольно шумно обсуждала попытку Oracle приобрести хорошо известного разработчика СУБД с открытым кодом MySQL. Руководитель последней Мартин Майкос (Marten Mickos) в интервью на Open Source Business Conference (о ней речь пойдет ниже) подтвердил истинность данного события, не раскрыв, однако, его точной даты и суммы.

Он сказал, что предложение было отклонено, поскольку MySQL хотела бы оставаться независимой. «Возможно, мы и станем частью крупной компании, но эта часть будет называться MySQL», – отметил он. Увы, эти слова как две капли воды похожи на те, которые в свое время говорил Крейг Конвей, когда пытался удержать PeopleSoft от продажи ее Oracle. Законы бизнеса неумолимы – если такая сделка принесет бо2льшую прибыль держателям акций, чем в случае продолжения самостоятельной деятельности, – она неизбежна.

Oracle воздержалась от комментариев, а аналитики склоняются к тому, что эта покупка была бы для нее весьма полезной. Так, например, поступила ранее IBM, приобретя Gluecode. Открытый сервер приложений последней Geronimo Java довольно успешно конкурировал с коммерческим продуктом IBM WebSphere. В результате IBM теперь предлагает ПО от Gluecode как собственную бесплатную разработку под названием WebSphere community edition.

С другой стороны, положение MySQL пока позволяет ей сопротивляться – в январе она объявила о двух последних прибыльных кварталах подряд. Майкос примирительно отметил, что СУБД MySQL, в самом деле, постепенно созревает для применения в более крупных проектах, но продукты Oracle вовсе не являются для нее объектами конкуренции, особенно в секторе корпоративных систем на основе SAP или PeopleSoft. По словам Майкоса, MySQL стремится к использованию своей СУБД вместе с приложениями следующего поколения таких компаний как Workday, стартапа в области SaaS (Software-as-a-Service), запущенного, кстати, сооснователем PeopleSoft Дейвом Даффилдом (Dave Duffield).

В действительности MySQL и Oracle, конечно, соперничают. Каждая из них более сильна в определенном сегменте рынка – Oracle в high-end, MySQL – в верхней части нижнего, и их области деятельности, безусловно, пересекаются. Что ж, главная борьба Oracle и MySQL, очевидно, еще впереди, а вот для других компаний, разрабатывающих СУБД с открытым кодом, их покупка более крупным конкурентом, возможно, является не таким уж плохим выходом.

Проснется ли спящий кот

В начале февраля Oracle сообщила о приобретении за неназванную сумму калифорнийской Sleepycat Software. По сведениям, поступившим из лагеря Oracle, она собирается использовать ее Berkeley DB для того, чтобы дополнить существующую линейку своих коммерческих СУБД, встраиваемых в приложения. Эти продукты существенно отличаются от флагманских разработок компании, предназначенных для корпоративных информационных систем.

В результате покупки Sleepycat, слухи о которой ходили в течение нескольких месяцев, Oracle получает сопутствующий коммерческим СУБД продукт с открытым кодом. На конференции для инвесторов, также прошедшей в феврале, Ларри Эллисон подтвердил направленность стратегии компании на получение дохода от комбинирования Open Source и коммерческого ПО, и это дает ей шанс глубже проникнуть в область Open Source и изучить соответствующую бизнес-модель.

Oracle пока продолжит вести направление Sleepycat как автономный бизнес и поддерживать разработку проектов с Berkeley DB. «Люди используют наш продукт в тех случаях, когда они не нуждаются в очень мощных реляционных SQL-СУБД, – отметил теперь уже бывший СЕО Sleepycat Майкл Олсон (Michael Olson). – Он хорош в системах или устройствах, где данные должны быстро заноситься в базу и находиться там в безопасности. Это, например, серверы электронной почты, коммутаторы и маршрутизаторы».

Роберт Шимп (Robert Shimp), вице-президент Oracle по маркетингу, отметил, что Berkeley DB удачно дополнит линейку встраиваемых СУБД компании – Oracle Database Lite для мобильных устройств и TimesTen (приобретенную в прошлом году), которая предназначена для быстродействующих СУБД, интенсивно обрабатывающих транзакции.

Впрочем, если Oracle захочет расширить свой ассортимент Open Source СУБД, ей будет чем заняться – Ingres и EnterpriseDB также готовят к выходу на рынок свои достаточно совершенные продукты.

Но и это еще не все. В отрасли поговаривают, что Oracle уже ведет переговоры о покупке JBoss и Zend Technologies, занимающихся Open Source ПО промежуточного слоя (middleware). Да и прошедшая конференция показала, что вряд ли коммерческим разработчикам удастся купить всех мешающих им Open Source-разработчиков, которые сегодня растут как грибы.

Конференция

Open Source Business Conference вообще стала местом демонстрации возможностей компаний новой волны. Предлагаемое ими ПО с открытым кодом имело неизмеримо бо2льшую функциональность, чем первые успешные продукты данного класса – такие как Linux или Apache.

Open-Xchange, серверное ПО которой отважно конкурирует с Microsoft Exchange, показала очередную, уже пятую версию своего продукта. По словам разработчиков, она теперь лучше работает с Microsoft Outlook в области напоминаний и фильтрации электронной почты, а также поддерживает протоколы ее шифрования, включая Secure Sockets.

SugarCRM и SpikeSource объявили о партнерстве, отметив, что это соглашение позволит клиентам первой получить фирменную поддержку и сертификацию не только от разработчика, но и от SpikeSource. К примеру, покупатели пакета Sugar Professional обеспечиваются годом поддержки и автоматическими обновлениями от SpikeSource для стека компонентов LAMP (приложения SugarCRM построены на LAMP, как известно, включающем Linux, Apache Web Server, СУБД MySQL и скриптовый язык PHP).

Компания Palamida, ПО которой предназначено для проверки исходного кода программных продуктов с целью снижения рисков, связанных с законодательством, анонсировала Open Source-компоненты для Eclipse. ПО от Palamida может определить, не используют ли разработчики код третьих фирм, включая и Open Source-компании. Объем ее базы данных составляет сегодня около четырех терабайт и содержит 5 млрд «кусков» программного кода.

Другой подход использует конкурент Palamida, Black Duck Software. Она представила сервис, с помощью которого можно обратиться к юридическим фирмам, специализирующимся на защите интеллектуальной собственности для тщательного исследования ПО, меняющего владельца (например, при слиянии компаний).

Интересный продукт показала OpenMFG – корпоративное ПО с открытым кодом для планирования ресурсов, конкурирующее, ни много ни мало, с пакетами SAP и Oracle. Последняя версия включает обработку кредитных карт, инструментарий для построения финансовых отчетов, интеграцию с внешними сервисами и другие возможности.

Стремление к открытости

Открытие исходного кода, который в течение долгого времени был тайной за семью замками, еще несколько лет назад выглядело бы очень необычным шагом для компаний, покупающих ту или иную линейку программных продуктов. Сегодня так поступают многие.

Например, Integrated Computer Solutions (ICS) объявила на конференции о том, что купленное ею у Project.net ПО для управления проектами станет открытым. Один из руководителей компании Питер Уинстон (Peter Winston) был не слишком оригинален, отметив, как и ряд выступавших до него, что она решила пойти на этот шаг, чтобы увеличить клиентскую базу, и надеется, что доходы будут поступать за счет поддержки.

Джон Ньютон (John Newton), основавший в 1990 г. Documentum, охарактеризовал такой подход как единственный на сегодня способ двигаться вперед и назвал его неизбежным будущим ПО – циклы его эволюции сократятся и вся IT-отрасль будет работать гораздо быстрее, чем сейчас. Сегодня Ньютон – главный инженер маленькой британской компании Alfresco со штатом всего 20 человек, которые создают аналогичный Documentum продукт, но на этот раз Open Source. На своей презентации Alfresco объявила также о том, что переманила к себе Кевина Кокрэйна (Kevin Cochrane), вице-президента по разработкам своего конкурента Interwoven, и еще трех инженеров этой компании. Основным мотивом этого перехода стало то, что, по словам сотрудников Alfresco, самому Кокрейну не нравилось направление развития коммерческого ПО и возможности, представляемые клиенту за существенную плату.

Однако многие значимые фигуры IT-отрасли с такой точкой зрения не согласны. Среди них – Диана Грини (Diane Greene), президент VMware, которая вынуждена соперничать с еще незрелым, но быстро набирающим популярность пакетом Xen. В одном из интервью на конференции она отметила, что разработка и реализация коммерческого ПО представляет собой отличный бизнес, но только до тех пор, пока компания в условиях конкуренции способна создавать непрерывный поток новшеств и находить пути для их широкого распространения. Вместе с тем известно, что и VMware предлагает сегодня две бесплатные базовые версии своего ПО для виртуальных машин: одну для ПК, вторую – для серверов.

Поэтому пока вряд ли можно назвать господствующей тенденцией и способом получения преимущества над конкурентами подход, при котором целью становится не изначальная разработка продуктов по принципам Open Source, а перевод в данную категорию ранее коммерческого ПО. Но самое сложное положение, пожалуй, у продавцов коммерческих интегрированных сред разработки (IDE).

Цены на средства разработки, часто используемые в тандеме с СУБД, упали практически до нуля. Одной из главных причин этого стала популярность открытой инструментальной среды разработки Eclipse, приведшая к существенному снижению доходов от продаж аналогичных коммерческих IDE.

В ноябре 2005 г. все свои средства разработки сделала бесплатной Sun (для тех, кто является подписчиком ее сети). Borland, традиционно сосредоточенная на продажах IDE, обновила свою стратегию, перенеся центр тяжести на комплектные средства поддержки жизненного цикла разработки ПО. А Джеймс Гослинг (James Gosling), вице-президент Sun, еще несколько лет назад заметил, что разработчик ПО тратит уже больше денег на кофе, чем на инструментальные средства.

К подобной точке зрения постепенно приходит и Adobe Systems, по крайней мере, в отношении своих средств разработки Flex Flash. Первая версия Flex стоила около 15 тыс. долл. Сегодня старший директор по маркетингу Джеф Уоткотт (Jeff Whatcott) считает, что эта цена слишком высока для того, чтобы продукт получил широкое распространение. Он определил целью компании получение миллиона разработчиков, создающих мощные интернет-приложения на Flex Flash. Но для этого нужна определенная маркетинговая политика, и слишком дорогие по нынешним меркам товары в нее не вписываются.

В целом же (по крайней мере, в секторе относительно несложного инструментария) использование бесплатных продуктов становится хорошим тоном, а выбор можно сделать из сотен, если не тысяч, Open Source-пакетов.