Когда кризис не помеха

29 апрель, 2009 - 11:06Артем Юрченко

Вопреки масштабному снижению потребительской активности поставщикам ЖК-панелей удается наращивать объемы производства. Причем на роль главной движущей силы отрасли постепенно выходят компоненты для портативных систем.

В текущем году тайваньские AU Optronics (AUO) и Chi Mei Optoelectronics (CMO) запланировали на 12% увеличить количество отгруженных панелей. Более смелая задача стоит перед корейскими Samsung и LG Display, – не менее чем на 23% улучшить количественные показатели, достигнутые в 2008 г.

Причем четко выделяется приоритетное направление – выпуск панелей для недорогих ноутбуков. Компоненты для ЖК ТВ и мониторов постепенно отходят на второй план. Неуклонно снижается средняя площадь панелей для портативных систем, что объясняется растущим объемом заказов со стороны контрактных производителей нетбуков. В ответ на требования рынка Samsung и LGD намерены до июля 2009 г. на четверть увеличить площадь используемых стеклянных субстратов, тем самым на 27% повысив количество выпускаемых компонентов. Аналогичная тенденция прослеживается у тайваньских компаний, в планах которых во втором полугодии изготовить на 42% больше панелей, нежели по итогам первых двух кварталов. В связи с возросшим спросом игроки первого эшелона стремятся переместить производство панелей для ноутбуков на имеющиеся линии 5G и 8G, высвободив мощности 6G для панелей мониторов.

Отметим, что, по подсчетам DisplaySearch, в феврале заказчикам было отгружено 29,5 млн крупноформатных (более 10") панелей – на 23% больше, нежели в январе. Что характерно, впервые с сентября прошлого года по количественным показателям рынок вошел в позитивное русло. В частности, максимальный прирост продаж – в пределах 37% – наблюдался в сегменте мониторов. Следом разместились панели для ноутбуков и ТВ – прирост 21 и 11% соответственно.

Учитывая сложившуюся рыночную конъюнктуру, аналитики iSuppli полагают, что уже в 2012 г. количество отгруженных панелей для нетбуков достигнет отметки 47,4 млн единиц, тем самым в четыре раза будет превзойден прошлогодний результат. При этом объем выручки задействованных в их производстве компаний за аналогичный период увеличится в три раза – с 625,2 млн до 2,1 млрд долл. Наряду с динамично развивающимся направлением цифровых фоторамок панели для нетбуков значительно оживили сегмент, включающий в себя изделия с диагональю 7–10". При этом особое внимание уделяется изделиям с соотношением сторон 16:9. Флагманы данного сегмента Acer и ASUS уже раскрыли планы относительно скорого запуска в серию первых устройств с экранами 11,6", тем самым ускорив подготовку подрядчиков к выпуску панелей с разрешением 1366×768 пикселов. На сегодняшний день благодаря высокому уровню кооперации между тайваньскими производителями компьютеров и панелей компаниям AUO и CPT удалось взять под контроль 39 и 24% рынка компактных панелей соответственно. Вплотную к лидерам приблизилась HannStar Display, выделившая под выпуск мало- и среднеразмерных панелей почти половину имеющихся мощностей.

Признаки оживления спроса демонстрируют китайские потребители. Бездонный внутренний рынок получил очередной мощный импульс развития после вступления в силу правительственной программы помощи на приобретение электроники сельским населением. С учетом того что при покупке ЖК-продукции с диагональю не более 28" государственная субсидия может достигать $300, многим крупным производителям в авангарде с AUO и CMO удалось практически полностью загрузить существующие мощности шестого поколения. Во многом благодаря китайским заказам средняя стоимость среднегабаритных (до 37") панелей возросла, в то время как для крупноформатных изделий, востребованных преимущественно развитыми рынками Северной Америки и Японии, по-прежнему демонстрирует негативную динамику.

Впрочем, несмотря на относительную разгрузку складов в начале года, что стало следствием распродажи запасов по сниженной стоимости, в апреле-мае эксперты ожидают новую, достаточно крупную волну затоваривания складов готовой продукцией. Ее инициатором могут выступить Samsung и LG Display, в среднем на 30% повысившие месячный объем выпуска изделий на фабриках 8G. Это обстоятельство неминуемо окажет негативное влияние на позиции панельного сектора Формозы. Так, по итогам первой четверти года упомянутые выше тайваньские AUO и CMO вновь зафиксировали убытки в размере 600 млн долл. каждая.