Китай как будущее розничного рынка

22 июнь, 2015 - 09:56Александр Москалюк

Через несколько лет появятся люди, которым придется объяснять, что из себя представляет оффлайновый магазин, в который со склада доставляют товары, и куда каждый должен ездить самостоятельно за своей отдельной покупкой вместо того, чтобы доверить это курьеру. И вроде как нигде тенденция пока себя не проявляет как в Китае (который, надо сказать, на госуровне сделал немало для того, чтобы обеспечить логистические службы качественной транспортной системой).

Первый график отсюда – это рост продаж в оффлайне против роста продаж в онлайне (заодно похвалим безымянного дизайнера China Chain Store & Franchise Association за отличную цветовую гамму, от бирюзово-синей до бирюзово-зеленой):

Китай как будущее розничного рынка

Резкий спад интереса к оффлайновым магазинам вызван ростом урбанизации – «село» еще ходит во всякие оффлайновые лавки, в то время как «город» уже шибко покупает в онлайне (ну и стоимость доставки легче масштабировать в условиях крупного города):

Китай как будущее розничного рынка

Подобного расклада, мягко говоря, не ожидали производители CPG, которых тенденция застала врасплох:

Swiss food company Nestlé SA has been burning instant coffee it couldn’t sell in stores. It recently told The Wall Street Journal it failed to fathom the extent of how quickly and broadly retail was changing in China. Colgate-Palmolive Co. and Germany’s Beiersdorf AG, which makes Nivea skin cream, have also cited problems with overstocking.

И несколько цифр из той же статьи:

  • В онлайне закупаются 461 млн китайцев, что делает рынок онлайн-торговли КНР крупнейшим;
  • При этом рынок онлайн-торговли вырос на 49% за год (хотя тут неизвестно, если речь идет сугубо о внутренних продажах – ресурсы типа Aliexpress или DealExtreme успешно продают по всему миру);
  • Половина всех онлайн-покупателей закупается там и продуктами, этот показатель намного превышает положение дел в остальных странах.

Обычно когда речь заходит об уходе торговли из оффлайна в онлайн, поднимается два контр-аргумента:

  1. Это будет процессом постепенным, а не внезапным;
  2. Некоторые категории (типа книг и DVD) в онлайне продавать легко, а некоторые другие (свежие продукты и одежду) «хочется пощупать».

Китайский опыт показывает, что сомнению подлежит и то, и другое.

  1. Онлайн-торговец, снимающий склад на окраине города (вместо дорогой торговой точки в его пределах) может взять на работу ограниченный штат упаковщиков и курьера (вместо этих же людей, плюс кассиров и прочий персонал торговой точки) и получает ценовое преимущество. Категория покупателей, которая переметнется к этому онлайн-торговцу ради низких цен, заставит продажи расти, что только увеличит ценовое преимущество, так как теперь появляется возможность заключать более крупные оптовые контракты. В какой-то момент ценовое преимущество онлайн-торговца становится настолько значительным, что туда уходят остальные категории покупателей;
  2. Решение конфликта в пользу клиента (что чаще всего заключается в возможности вернуть товар бесплатно) и контроль за качеством (что актуально для свежих продуктов, типа яиц и молока) развязывает руки клиентам, которых беспокоит рубашка не того размера или кислое молоко. Свидетельство тому – закрытие ряда фирменных магазинов американской компанией Gap, торгующей вроде как в категории товаров, которые не должны быстро улетучиться в онлайн. Цитата из статьи: «Your biggest competitor used to be your neighbor in the mall. Right now your biggest competitor is the infinite number of random start-up websites. You just don’t need as many bricks and mortar locations».

Китай как будущее розничного рынка