KeepMedia: газетный киоск в онлайне

25 август, 2003 - 23:00Александр Москалюк Если описывать карьеру Льюиса Бордерса футбольными терминами, то можно сказать, что после первого тайма была зафиксирована ничья и команды готовятся выйти на поле с новыми силами. Первое детище Бордерса -- сеть книжных магазинов Borders -- является заслуженной победой. С рыночной капитализацией в 3,5 млрд. долл. и присутствием в офлайне США и Канады (в онлайне Borders стала частью Amazon.com) компания оказалась одним из лидеров книжного рынка. Вторая компания Бордерса, продуктовый онлайн-проект WebVan, превратилась в очередной символ заката декадентской эры калифорнийских доткомов. С момента запуска и до самого падения WebVan успел потратить на свое развитие 1 млрд. долл.

Новое предприятие Бордерса в какой-то мере объединяет две его предыдущие идеи. Компания KeepMedia проектируется как очередной онлайн-торговец. Продавать, однако, KeepMedia собирается газетные публикации и журнальные статьи, причем основным рынком для молодой фирмы станет многомиллионная армия Internet-пользователей.

Сегодня не последнюю роль в сегменте онлайн-изданий играют медиагиганты, в собственности которых находятся десятки и сотни информационных агентств, газет и журналов. Компания AOL Time Warner, одна из крупнейших в мире медиаимперий, недавно объявила о внедрении платного доступа к онлайн-версиям своих популярных изданий. Платной была и остается известнейшая деловая газета The Wall Street Journal, относительно недавно было принято решение о введении платной подписки на Financial Times, а корпорация New York Times, которой принадлежит одноименная газета и европейская International Herald Tribune, пока сделала платными только архивы.

В такой ситуации мир онлайн, как это видит Льюис Бордерс, становится весьма назойливым. Просьбы выложить доллар-другой за ознакомление с содержанием интересующей статьи встречаются все чаще, при этом многие массмедиа так и не выработали удачной модели оплаты контента. KeepMedia выступит аггрегатором информации -- площадкой, где многочисленные издания смогут продавать свои материалы и где покупателю будет предложен единый портал доступа с возможностями персонализации заголовков. Известна и стоимость -- неограниченный доступ к сайту обойдется в $4,95 в месяц, отдельные статьи при отсутствии подписки -- в $1--3. Бордерс принципиально решил остановиться на относительно низкой цене подписки, так как, по его мнению, это привлечет самый широкий спектр Internet-пользователей.

Свое участие в новом проекте уже подтвердили Forbes, Business Week, The Economist, Variety, Psychology Today, U.S. News & World Report, Esquire и ряд изданий, принадлежащих конгломератам Knight-Ridder и Primedia. Некоторые из участников проекта на сегодняшний день поддерживают бесплатные версии своих сайтов. Неизвестно, будет ли подобная практика прекращена в порядке эксперимента с запуском KeepMedia. В общей сложности в библиотеке компании имеется 140 журналов, что можно записать Бордерсу в актив, если на время забыть о том, что в США насчитывается 3000 журнальных изданий. Впрочем, если KeepMedia удастся привлечь AOL Time Warner (последняя, по собственному признанию, "внимательно наблюдает" за предприятием Бордерса), количество публикаций увеличится более чем вдвое.

На сайте не будет платных баннеров или текстовых ссылок от рекламодателей.

Идея объединения онлайн-публикаций не нова. Подобные попытки уже имели место, однако онлайн-проект Contentville, предлагавший площадку для сведения многочисленных изданий в единый портал, стал банкротом. Другой участник рынка, сайт NewsStand, и на сегодняшний день не принес своим создателям ни цента прибыли.

Между тем существует и множество примеров удачной реализации платного сайта. Прибыли получает сайт The Wall Street Journal, а бюджеты рекламодателей с лихвой покрывают расходы на содержание онлайн-ресурсов Washington Post и New York Times. В сходной сфере -- продажи доступа к онлайн-версиям технических и компьютерных книг -- небезуспешно работает издательство O'Reilly, предлагающее подписку на коллекцию технической литературы.

Если обратиться к сухим цифрам, то, по оценкам Jupiter Research, объемы продаж в мире Web-контента к концу 2003 г. достигнут 2 млрд. долл., что на 30% превышает данный показатель за прошлый год. К 2007 г. владельцы платных сайтов получат 5,4 млрд. долл. Впрочем, исследование Jupiter Research включает многие платные сайты, для которых публикация новостей, аналитических материалов и журнальных статей не обязательно является единственной статьей дохода. Так, по результатам того же исследования наиболее популярными платными сайтами прошлого года стали Yahoo.com (портал), Real.com (мультимедиасайт), Classmates.com (форумы и онлайн-сообщества) и Match.com (агентство романтических знакомств).

Одной из причин выхода на рынок Льюис Бордерс называет удачный момент для такого шага. "В конце девяностых деньги для молодого стартапа были проклятием, а не благословением, -- философствует создатель KeepMedia. -- Сегодня же очень много времени уходит на планирование стартапа и работу над его стратегией".