Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов

2 август, 2004 - 23:00Тарас Олейник
Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатовПрежде чем приступать к тестированию, было бы неплохо окинуть взглядом события прошедшего года в этой отрасли и смежных с ней областях. Без сомнения, наиболее ярко выраженной тенденцией стало наращивание объемов -- во всех форматах без исключения. Это достаточно закономерно, если обратить внимание на происходящее в сфере цифрового фото. Ведь ЦФК были и до сих пор остаются основной областью применения карт памяти, несмотря на то, что их в этом плане постепенно догоняют КПК, мобильные телефоны, МР3-плееры и прочие гэджеты.

Наиболее интересным сегментом из всех производимых цифровых фотокамер всегда считался "продвинутый любительский" (prosumer) класс. Это вполне естественно, так как подобные камеры рассчитаны на энтузиастов цифрового фото, которые, вероятно, и не готовы пока переходить на профессиональную технику, но хотят получить максимум возможностей и качества от своих аппаратов уже сейчас.

Технические характеристики тестируемых флэш-карт
Итак, за прошлый год произошла очередная смена поколений -- 5-мегапиксельные модели отошли в любительский сегмент, и производители, "перепрыгнув" через одну ступень, начали комплектовать свои флагманские модели 8-мегапиксельными матрицами. Естественно, такое увеличение разрешения сказалось на размере сохраняемых файлов. Кроме того, многие современные фотокамеры данного класса в случае необходимости могут работать в режиме видеокамеры, при этом самые "способные" позволяют вести съемку с разрешением 640x480 пикселов на 30 кадрах/с, со звуком (!) -- сохраняя результат в форматах MJPEG или MPEG-4. Наверное, не стоит дополнительно объяснять, какой объем будут занимать на карте памяти даже не слишком продолжительные ролики в таком формате...

Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
Тенденция к увеличению разрешения сохранилась также и в профессиональном сегменте, хоть и в несколько меньшей степени. Однако все это свидетельствует об одном и том же -- никуда нам не деться от наращивания объемов карт флэш-памяти, этот процесс абсолютно закономерен. Поэтому при отборе карточек для тестирования мы ус-тановили нижний порог сразу в 256 МВ -- с нашей точки зрения, оснащать современные фотокамеры (да и прочие устройства) меньшим объемом флэш-памяти попросту нелогично -- особенно учитывая снизившиеся цены.

Такое ограничение позволило сразу отсеять устаревшие и уходящие с рынка форматы, максимальный размер которых конструктивно ограничен 128 МВ, -- это SmartMedia и "обычный" Memory Stick. Правда, несколько представителей последнего все же "ухитрились" проникнуть в тестирование -- каким образом им это удалось, мы расскажем в соответствующем разделе.

В настоящий момент некоторые компании пересматривают свои продуктовые линейки, прекращая выпуск устаревших серий и заменяя их новыми. Это, в частности, относится к SanDisk, которая заменила карты серии Ultra линейкой Ultra II, а также Lexar Media, переводящая свой профессиональный сегмент из серии 40Х в 80Х. Поэтому продукция этих двух производителей представлена в нашем тестировании в ограниченном объеме.

Ради интереса мы решили привести рекордные результаты, показанные в тестировании картами различных форматов. Если сравнить эту диаграмму с аналогичной прошлогодней, то видно, что производительность CF- и SD-карт выросла почти вдвое, значительно "ускорились" также Memory Stick Pro (либо, что вероятнее, кард-ридеры наконец-то "научились" быстро работать с ними), а вот быстродействие нового для нас xD-Picture находится на уровне SmartMedia.

Методика тестирования с прошлого года практически не изменилась, разве что фотокамер для теста стало значительно больше. Впрочем, на этом вопросе в любом случае стоит остановиться поподробнее.


Как мы тестировали

Как уже говорилось, одной из главных сфер применения флэш-карт до сих пор является цифровая фотография. На сегодняшний день в этой области используются практически все форматы карт памяти, начиная от CompactFlash и заканчивая изначально создававшейся для этих целей xD-Picture. Стоит также отметить, что это, пожалуй, единственная область применения флэш-карт, где их производительность до сих пор играет значительную роль, поэтому в нашем тестировании мы уделили тестам в фотокамерах максимальное внимание.

Различные модели цифровых аппаратов по-разному работают с картами памяти, в результате чего вполне возможны ситуации, когда от установки в камеру скоростной карты практически ничего не изменится. Здесь мы вновь сталкиваемся с весьма распространенной проблемой обнаружения в системе из нескольких компонентов "бутылочного горлышка", на этот раз в системе "цифровая камера -- карта памяти". И далеко не всегда ее узким местом действительно оказывается флэш-карта.

В каких случаях выигрыш от применения быстрой карточки памяти будет максимальным? Очевидно, тогда, когда объем записываемых на нее данных будет достаточно большим, а интерфейс накопителя достаточно производительным, чтобы в полной мере реализовать потенциал скоростной флэш-карты. С этой точки зрения наиболее показательной задачей является серийная съемка на максимально возможной для камеры скорости при максимальном качестве каждого кадра. Именно серийная съемка на различных моделях цифровых камер и была нашим основным фототестом в данном тестировании.

В ходе испытаний камеры переводились в полностью ручной режим, выбирались соответствующие освещению предустановки баланса белого и установки экспопараметров (выдержка не менее 1/250, диафрагма полностью открыта), также производилась ручная фокусировка -- словом, были приняты все меры к тому, чтобы задержки, вызванные работой экспозиционной и фокусной автоматики камер, не повлияли на результаты тестирования. Объектом съемки во всех случаях служила одна и та же сцена, замеры выполнялись несколько раз, и их результаты усреднялись.

При тестировании на различных ЦФК выявилось множество нюансов, о которых, как и о самих камерах, мы решили рассказать поподробнее.


Canon EOS 10D

Данная 6-мегапиксельная камера относится к классу зеркальных со сменной оптикой и находится в среднем ценовом диапазоне (для этого класса). По большому счету, модель является достаточно универсальной и может удовлетворить и запросы энтузиастов творческой фотосъемки, и требования профессионалов.

Как и большинство ЦФК такого класса, EOS 10D имеет встроенный буфер кадров, которого при серийной съемке хватает на 9 последовательных снимков при скорости 3 кадра/с. По его заполнении съемка становится невозможной до тех пор, пока в буфере не освободится место хотя бы под один кадр.

Максимальное качество при съем-ке EOS 10D достигается при сохранении кадров в формате RAW, при этом объем серии из девяти кадров составляет порядка 40 МВ. Камера работает только с картами памяти CompactFlash типа I и II. Из диаграммы легко видеть, что производительность конкретной карточки при работе с EOS 10D не играет особой роли, и при прочих равных можно предпочесть более медленный, но вместительный вариант -- если, конечно, вы не занимаетесь репортерской или спортивной съемкой. В любом случае камера производит запись не очень быстро, поэтому какой бы "сверхскоростной" ни была карта памяти, снять 100 кадров в минуту все равно не выйдет. Впрочем, это не мешает EOS 10D пользоваться заслуженной популярностью у энтузиастов и профессионалов по всему миру.

Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
Canon EOS 10D


Olympus E-1

На сегодняшний день флагманский продукт компании Olympus и пока что единственная камера, отвечающая открытому стандарту Four Thirds, учрежденному Olympus со товарищи чуть больше года тому назад (хотя есть все основания полагать, что линейка таких устройств будет в очень скором времени существенно расширена). Данная камера относится к классу цифровых зеркальных фотоаппаратов со сменной оптикой, а разрешение ее сенсора -- 5 мегапикселов. Надо отметить, что хотя это первая цифровая "зеркалка" в линейке Olympus, разработанная при этом практически "с нуля", модель получилась очень удачной, и, по отзывам пользователей и независимых экспертов, полностью соответствует званию профессиональной цифровой зеркальной камеры.

Несмотря на активное продвижение компанией Olympus собственного стандарта xD-Picture, в E-1 наличествует единственный слот для карт памяти CompactFlash. Это достаточно закономерно -- стандарт xD-Picture пока не может потягаться с CompactFlash ни по максимальному объему, ни по производительности, поэтому он находит свое применение по большей части в любительских фотоаппаратах.

Мы по достоинству оценили возможность сохранения файлов формата RAW с одновременным сохранением того же кадра в JPEG с заданным качеством, что в некоторых случаях значительно облегчает жизнь фотографу и ускоряет процесс получения результатов съемки, обеспечивая при этом возможность "выжать" качество, недостижимое при съемке только в JPEG.

Кроме того, Е-1 обладает очень емким встроенным буфером на 12 кадров, что при скорости серийной съемки 3 кадра/с позволяет рекомендовать ее даже в качестве репортерской камеры. При этом E-1 показала достаточно высокую скорость записи на флэш-карты, и именно на ней различия между победителями и аутсайдерами тестирования в формате CompactFlash проявились особенно ярко. Но все же в повседневной работе с Е-1, не требующей съемки на высокой скорости, преимущества более быстрой карты будут практически незаметны -- благодаря все тому же емкому буферу камера постоянно, в любой момент времени снова готова к съемке, и остается только похвалить инженеров Olympus за столь продуманное и удачное решение (хотя это, несомненно, сказалось на общей стоимости Е-1). Зато ее владельцам имеет смысл заранее запастись как можно более емкой карточкой, так как одна серия из 12 кадров RAW+JPEG занимает, ни много ни мало, около 160 МВ.

Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
Olympus E-1


Olympus Camedia C-760 UltraZoom

Серия любительских камер Camedia UltraZoom весьма популярна "в народе", прежде всего благодаря отличному объективу с возможностью 10-кратной трансфокации (38--380 мм в 35-миллиметровом эквиваленте), а также своей вполне доступной стоимости. Она работает только с картами памяти формата xD Picture, которых в нашем тесте собралось всего четыре, что косвенно позволяет судить о распространенности формата на нашем рынке в целом.

Тем не менее с помощью камеры можно вести серийную съемку до пяти кадров в серии в двух вариантах -- с перефокусировкой и без нее. При этом запись на самую медленную карту длилась 21 с, а на самую быструю -- всего 14 с, что позволяет рекомендовать выбирать для этой камеры самые быстрые карточки. Общий объем пяти JPEG-файлов серии с SHQ (высшим) качеством составил 8 МВ.

Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
Olympus Camedia C-760 UltraZoom


Panasonic Lumix DMC-FX-5

Еще одной камерой любительского класса, на этот раз для карточек форматов Secure Digital/Multi-Media Card, стала Lumix DMC-FX-5 производства Panasonic. Необходимо отметить, что далеко не каждое устройство, рассчитанное на SD кар-ты, сможет работать также и с ММС, и наоборот, стоит внимательно изучить инструкцию вашего фотоап-парата. Тем не менее FX-5 без проблем функционировала с карточками обоих типов.

Так как данная камера принадлежит к потребительскому классу, здесь доступен только один формат файлов -- JPEG. FX-5 производит съемку серией из пяти кадров с невысокой скоростью, но даже общего объема в 6,1 МВ было достаточно, чтобы провести четкую границу между высокоскоростными и обычными картами SecureDigital, что хорошо видно на диаграмме.

Достойно упоминания также то, что эта камера была нашим "сред-ством первой помощи" в случаях, когда после эксплуатации или форматирования в другом устройстве карта памяти SD отказывалась работать. Чтобы вернуть ее в нормальное состояние, требовалось выполнить переформатирование, причем при попытке произвести его на одном из USB-ридеров Windows XP пыталась сначала считать данные с карточки, что приводило к "подвисанию" кард-ридера на достаточно продолжительное время. FX-5 же справлялась с этой задачей, равно как и с диагностированием проблемы с флэш-картой, очень оперативно и уверенно -- после форматирования в ней карточки без проблем работали дальше во всех прочих устройствах.

Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
Panasonic Lumix DMC-FX-5


Panasonic Lumix LC1

Это, пожалуй, самый интересный из аппаратов, попавших на тестирование, он, несомненно, заслуживает более подробного рассмотрения, что, к сожалению, выходит за рамки нашего материала. Основная изюминка камеры, выгодно отличающая ее от огромного множества конкурентных моделей класса prosumer, -- "аналоговый" стиль управления. Так, для ручной установки выдержки используется механический переключатель, до боли напоминающий таковой на пленочных моделях Leica, а диафрагма, фокусное расстояние и фокусировка регулируются с помощью механических колец на объективе -- опять же, совсем как в старых добрых механических камерах (но в устройстве есть и автоматическая экспозиция, и фокусировка). Еще одним очень приятным сюрпризом стало то, что встроенную в LC1 вспышку можно направить в потолок для получения естественно рассеянного освещения объекта съемки -- до сих пор ни одна компактная модель не могла похвастать такой удобной и весьма востребованной возможностью.

Впрочем, мы несколько отвлеклись от темы. В LC1 есть режим серийной съемки, но, как и для других устройств любительского класса, он позволяет снимать только в формате JPEG. При этом время записи снимков серии даже на медленную карту памяти (в LC1 используются SD/MMC) оказалось слишком малым, чтобы быть критичным. Вместо этого мы посчитали логичным измерить скорость записи одиночного снимка в формате RAW+JPEG (объемом около 10 МВ), так как в зависимости от производительности флэш-карты она может продолжаться от 6 до 20 с и более. Это весьма значительная разница, и, учитывая выигрыш в качестве снимков в формате RAW по сравнению с JPEG, мы крайне рекомендуем владельцам этой, бесспорно, очень интересной и привлекательной камеры приобретать для работы с ней только самые быстрые SD-карточки и, естественно, снимать в RAW.

Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
Panasonic Lumix LC1


Sony CyberShot DSC-828

Эта фотокамера относится к "последнему витку гонки мегапикселов" в классе prosumer -- на сегодня 8-мегапиксельные камеры появились практически у всех ведущих производителей, при этом Sony была первой среди тех, кто предоставил такие модели, а DSC-828 вообще является достаточно уникальной благодаря некоторым своим особенностям.

Для начала стоит отметить, что в отличие от трехцветных светочувствительных матриц, применяемых конкурентами в своих моделях, Sony изобрела и успешно воплотила четырехцветную конструкцию, добавив к основным RGB-цветам один дополнительный -- Е (Emerald), что, по утверждениям производителя, позволяет достичь более естественной цветопередачи. Любопытно, что в настройках камеры есть даже специальный пункт выбора цветопередачи Color: Standard или Real, при этом последний действительно приближает цвета на фотографии к то-му, как они выглядят в реальной жизни.

Второй по счету (но для многих фотографов первой по важности) особенностью DSC-828 является возможность ее работы одновременно с двумя форматами флэш-карт: традиционным для Sony Me-mory Stick/Pro и... CompactFlash! Поддержка этого формата в фотоаппаратах Sony добавлена впервые, и такой шаг, несомненно, привлек к данной модели внимание многих энтузиастов фотографии.

Но, как известно, сказав "а", надо бы говорить и "б". А между тем не совсем понятно, какими соображениями (кроме чисто маркетинговых) руководствовалась компания Sony, запретив для карт памяти Com-pactFlash режим видеосъемки с максимальным качеством (640x480 при 30 кадрах/с) и сделав его доступным для Memory Stick Pro. С технической стороны такие ограничения можно было бы попытаться объяснить недостаточной производительностью первого формата по сравнению со вторым (хотя на деле все обстоит как раз наоборот), но здесь возникает еще один любопытный нюанс. Ока-зывается, запись видео в режиме высшего качества невозможна только для флэш-карт формата CompactFlash, а вот миниатюрные винчестеры Micro-Drive от Hitachi (IBM) камеру почему-то вполне "устраивают". При этом достаточно взглянуть на диа-грам-мы, чтобы уви-деть, что Mi-cro-Drive объемом 1 GB отнюдь не демонстрирует рекордов производительности.

Впрочем, при тестировании нас в данной фотокамере гораздо больше интересовали возможности серийной съемки. К сожалению, ее встроенный буфер обладает достаточно малой емкостью, накладывая ограничения на формат сохраняемых файлов, -- при серийной съемке им может быть только JPEG, хотя одиночными кадрами DSC-828 умеет также снимать и в RAW, и в TIFF. И несмотря на то, что разница между наиболее и наименее производительными картами CompactFlash на этой камере не слишком заметна, мы все же порекомендуем приобретать самую быструю из них, если вы снимаете не только в JPEG. Учитывая же выдающиеся способности этой камеры в записи видео высокого качества со звуком и возможностью трансфокации (благодаря очень удобному механическому кольцу зумирования), с ней имеет смысл использовать MicroDrive или Memory Stick Pro.

Помимо тестирования производительности с помощью фотокамер, мы также исследовали скорость работы флэш-карт в считывателях c интерфейсами USB 2.0 и FireWire. В ходе тестирования кард-ридеров (см. соответствующую статью в этом же номере) нами были отобраны несколько наиболее быстрых и беспроблемных моделей для каждого из форматов. Измерялась скорость копирования пакета файлов (7 TIFF и 19 JPEG) общим объемом 121 МВ с локального диска на карту памяти и обратно -- с флэш-карты в логическое устройство nul.

Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
Sony CyberShot DSC-828


Результаты тестирования

Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
Карты на стол! Тестирование флэш-карт фотоформатов
При рассмотрении результатов тестирования имеет смысл подробно остановиться как на ситуации в каждом из форматов, так и на отдельных продуктовых линейках некоторых производителей.


CompactFlash

Технологическое лидерство данного формата в плане максимальных объемов и производительности обеспечивает ему незыблемую популярность в сфере цифрового фото. Вместе с тем из-за довольно больших габаритов CF-карточек они постепенно вытесняются из любительских ЦФК, где миниатюрность -- один из главных аспектов привлекательности той или иной модели. Однако же в профессиональной области достойную конкуренцию ему до сих пор не может составить никакой другой формат.

Из всех протестированных камер наиболее показательными оказались результаты Olympus E-1, высокая скорость записи снимков в которой позволила в полной мере реализовать скоростной потенциал "быстрых" карточек. Тройка лидеров, продемонстрировавшая скорость записи выше 3 MBps, -- Apacer объемом 512 MB и Transcend серии 45X объемом 512 и 256 МВ, вплотную к ним подобрались Pretec Platinum объемом 1 GB, Lexar 8X объемом 256 МВ, Apacer Photo Steno Pro 512 MB, Digitex 512 MB и Kingston Elite Pro 1 GB.

Лидерами по скорости чтения на кард-ридерах стало семейство SanDisk со скоростью чтения более 11 MBps (к сожалению, к нам в тестирование так и не попала популярная серия CF SanDisk Ultra II), за ними плотной группой следуют Transcend серии 45X.

Однако производительность флэш-карты -- это еще не все. В реальной жизни большую роль играют также ее надежность и доступность, не на последнем месте стоит и гарантийный срок. По совокупности этих характеристик победу мы решили присудить Transcend 45Х объемом 512 MB. Нельзя также не отметить SanDisk с его пятилетней гарантией, дополнительно хотелось бы обратить внимание на продукцию компании Pretec серии Platinum -- данные карточки заключены в цельнометаллический корпус, со-провождаются пожизненной гарантией и показывают достаточно неплохую производительность -- правда, за эти преимущества придется дополнительно за-платить.


SecureDigital/MultiMedia Card

Формат SecureDigital в последнее время набирает силу и даже начинает теснить CompactFlash в его исконной вотчине -- профессиональном фото. Например, компания Kodak, являясь приверженцем SD-альянса, в своей новой профессиональной зеркальной камере Kodak DCS Pro SLR/n предусмотрела накопители как для CF, так и для SD. И это довольно логично -- карточки SD уверенно догоняют CF по скорости работы и при этом уже могут похвастать достаточно приличными объемами. Но все же пока что их основной удел -- любительские компактные фотоаппараты и прочие устройства, где габариты играют важную роль.

Для удобства мы объединили два формата в один раздел, несмотря на существенные различия между ними. Но при этом количество карточек SD, "съехавшихся" на тестирование, значительно превысило число ММС, что позволяет косвенно судить о расстановке сил между форматами в целом.

Итоги тестирования оказались весьма интересными, хотя бы в том плане, что места участников распределились совершенно одинаково как в тестах на цифровых камерах, так и на кард-ридерах. Что ж, тем проще было определить победителей -- ими стали три устройства SanDisk, а также Lexar серии 32X объемом 256 МВ и Panasonic High Speed объемом 256 MB. Совсем немного отстали от них по скорости Toshiba High Speed 256 MB, Pretec 256 MB и продукция Transcend серии 45Х.

Что же касается формата MMC, то, несмотря на старания некоторых производителей, пока что по быстродействию он отстает от главного конкурента. Поэтому здесь мы решили вообще не присуждать наград.


Memory Stick (Pro)

Так как при задании условий тестирования мы ограничились снизу объемом 256 МВ, то "обычные" карточки Memory Stick в него не по-падали по определению -- как и SmartMedia, их объем конструктивно ограничен 128 МВ. Но компания Sony всегда славилась незаурядной смекалкой своих инженеров, и они умудрились все же преодолеть этот барьер. На корпусах карточек типа Memory Stick Select установлен механический переключатель, позволяющий выбрать для использования один из двух банков памяти -- как несложно догадаться, емкость каждого их них составляет все те же 128 МВ, но в сумме это дает 256 МВ -- хоть и не "одним куском".

Но с появлением формата Memory Stick Pro необходимость в подобных ухищрениях отпала -- по крайней мере, для новых устройств. При этом, кроме объема, значительно выросла также и производительность карточек, и теперь они могут на равных соперничать с форматами SD и СF.

Правда, до недавних пор такое соперничество было возможно лишь в теории, так как компания Sony крайне неохотно изменяет своей привычке пользоваться собственными форматами везде, где только можно. Но, видимо, маркетинговые соображения взяли верх над принципами, и во флагманской цифровой камере DSC-F828 все же появился слот для CompactFlash, что сразу сделало ее гораздо более привлекательной в глазах широких кругов фотообщественности.

Что ж, основное соперничество в данном формате здесь развернулось между продукцией Sony и SanDisk, при этом карточка SanDisk серии Ultra II наряду с рекордной скоростью чтения продемонстрировала также выдающуюся скорость записи в кард-ридере, за что и признана победительницей. Впрочем, при использовании в DSC-F828 никакого преимущества это не дает -- возможно, оно проявит себя в других устройствах.

Отдельно стоит отметить формат Sony Memory Stick Pro/Duo. При размерах, аналогичных SD/MMC, такие карточки являются все же полноценными Memory Stick Pro, а чтобы обеспечить возможность их применения в устройствах, не рассчитанных на такой уменьшенный формфактор, Sony поставляет в комплекте с карточкой специальный адаптер -- похвальная предусмотрительность.


xD-Picture

Ну и на закуску -- самый малочисленный по количеству участников формат в нашем тестировании. Будучи от рождения ориентированным исключительно на применение в любительских фотокамерах (лишнее подтверждение тому -- отсутствие слота для xD-Picture в профессиональной Olympus E-1), данный формат пока что еще не снискал себе той популярности, которой мог похвастать его предшественник SmartMedia, уже почивший на лаврах.

В реальной работе разница между различными карточками формата xD Picture достаточно заметна -- стоит хотя бы отметить, что время записи серии кадров на Olympus Camedia C-760 с карточкой Transcend (производства Fujifilm) -- около 21 с, в то время как с картой Lexar (Olympus) оно составило всего 14 с. Но малое количество участников тестирования не позволяет нам делать какие-либо далеко идущие выводы, поэтому здесь мы призовых мест также не присуждали.


Выводы

Прогресс в области цифровой фотографии (заключающийся, в частности, в постоянном совершенствовании и увеличении разрешения сенсоров) приводит к постоянному росту емкости флэш-карт, использующихся в цифровых камерах. А так как от скорости работы камеры с картой памяти во многих случаях зависит успех всей фотосессии (например, при репортажной и спортивной съемке), то профессиональные фотографы предпочитают иметь в своем арсенале самые емкие и одновременно самые быстрые карточки, доступные на сегодняшний день.

К сожалению, в настоящее время не существует каких-либо средств для прогнозирования быстродействия флэш-карты по ее производителю или серии. И даже маркировки "иксов", принятые в индустрии, частенько не дают оснований считать карточку "быстрой". Более того, даже в пределах одной серии одной компании иногда может наблюдаться значительный разброс результатов в зависимости от объема карты памяти.

Ситуацию усугубляет то, что производители флэш-карт, не особо мудрствуя, часто меняют их содержимое (контроллер и чипы памяти), оставляя неизменным "фасад", то есть дизайн обложки карточки -- разумеется, это не может не сказаться на ее быстродействии. Этот факт стоит иметь в виду при использовании результатов любого тестирования, особенно по прошествии некоторого времени с момента его окончания.

И наконец, последнее. Самый простой способ убедиться в том, что карта памяти, которую вы собираетесь приобрести, действительно быстрее имеющейся у вас (либо, и это гораздо важнее, что разница в их производительности будет заметна при работе с вашей конкретной камерой) -- вооружиться при покупке секундомером и сравнить время записи на карточки. Хотя бы так, как это делали мы -- ручная фокусировка, режим серийной съемки, предустановка баланса белого, максимальное качество, выдержка не менее 1/125 с, диафрагма, соответствующая условиям освещения, и... жмем на спуск!

Карты флэш-памяти предоставлены компаниями 
Apacer  "Юг-Контракт"
Delkin Devices 
Digitex  Digitex Europe
Kingston  Kingston
ASBIS-Ukraine: тел. (044) 455-4411 
Lexar  Wega Distribution
Panasonic  BIGIT
Pretec  BIGIT
Wega Distribution
SanDisk  "Итком"
Sony  "Юг-Контракт"
K-Trade, тел. (044) 252-9222 
Toshiba  Toshiba
Transcend  "Трансенд Украина": тел. (044) 237-4197 
K-Trade, тел. (044) 252-9222 
"Технопарк": тел. (044) 238-8990 

Цифровые камеры для тестирования предоставлены компаниями 
Canon EOS 10D  "Юг-Контракт"   
Sony CyberShot DSC-F828 
Panasonic Lumix DMC-FX-5 
Olympus E-1  DataLux: тел. (044) 249-6303  
Olympus Camedia C-760UZ 
Panasonic Lumix DMC-LC1  MTI: тел. (044) 458-3434