Карманный банк

12 март, 2010 - 12:28Артем Юрченко

Вопреки грозившему мировой финансовой системе коллапсу отдельным направлениям банковской сферы все же удалось добиться здорового роста, переместившись из нишевого в массовый сегмент. Среди них можно назвать услуги дистанционного банковского обслуживания с использованием сотовых телефонов.

Затяжной кризис вынудил клиентов банковских учреждений более щепетильно подходить к управлению финансовыми ресурсами. В число действенных инструментов попали системы круглосуточного проведения операций и контроля за движением средств по карточным счетам. С другой стороны, весомая роль в становлении мобильного банкинга отошла к смартфонам и прочим конвергентным разработкам, широкое распространение которых сделало возможным повсеместное применение специализированных приложений для выполнения финансовых транзакций между пользователем и банком. Наконец, немаловажным фактором роста стало появление в ряде ключевых регионов стабильного мобильного доступа в Интернет. Как результат, предоставляемые услуги без труда преодолели начальный этап, переместившись от простых, таких как запрос баланса счета либо внутрибанковские переводы, к более сложным.

Отмеченные тенденции подкрепляются данными аналитиков. Судя по выдержкам из отчета Mobile Money Market Data компании ABI Research, через пять лет количество активных клиентов мобильного банкинга в мире достигнет 407 млн. Что характерно, приблизительно 66 млн из них будут проживать в Северной Америке, однако крупнейшим рынком все же останется Азиатско-Тихоокеанский регион, где на конец прошлого года уже насчитывалось 52,2 млн пользователей подобных услуг. Как ни удивительно, но наилучшие темпы роста продемонстрирует Индия, правительство которой поощряет развитие услуг дистанционного мобильного банкинга, дабы компенсировать слабую инфраструктуру. Мировая динамика засвидетельствовала увеличение клиентской базы в 2008–2009 гг. в два раза. Ожидается, что двукратное увеличение числа пользователей в годовом сравнении будет зафиксировано и по итогам 2010 г. В то же время весьма ограниченным представляется рост популярности относительно нового вида банковских услуг в Европе и Северной Америке. Связано это прежде всего с тем, что локальные финансовые структуры предлагают их в основном существующим клиентам собственных онлайновых сервисов. Более того, выполнение аналогичных операций с помощью домашнего компьютера и наличие расширенной сети банковских филиалов заметно снижают мотивацию пользователей к освоению модели мобильного банкинга.

В сложившейся ситуации мощным стимулятором развития рынка способна стать мобильная коммерция. На крупнейших региональных рынках приобретения посредством телефона уже достигают критической массы – в прошлом году их объем в США составил 1,2 млрд долл., в то время как по итогам 2008 г. едва превышал 396 млн. Более ощутимого прогресса добилась Япония, где мобильные продажи за год преодолели рубеж в 10 млрд долл. Не менее высокие темпы развития демонстрирует Европейский континент, который уже в 2010 г. может опередить рынок США. Таким образом, без учета показателей Японии мировые мобильные покупки выросли с 3 млрд долл. в 2008 г. до 4,4 млрд в прошлом.

В качестве иллюстрации аналитики ABI описывают типичную линию поведения мобильных покупателей. Так, посетив реальный магазин и выбрав необходимую вещь, покупатель без промедления заходит через смартфон в Сеть, где узнает цены аналогичных изделий на онлайновых витринах и оформляет покупку, даже не возвратившись к домашнему компьютеру. В этом контексте не лишне вспомнить о богатом выборе телефонных приложений, к примеру ShopSavvy, алгоритмы которых значительно упрощают процесс мобильных покупок путем поиска цен на интересующие продукты в Сети и близлежащих магазинах по сканированному штрихкоду.

Розничные торговцы массово открывают в Интернете электронные магазины, ориентированные на мобильные продажи. А фактором длительного действия, играющим на стороне онлайновой торговли, является то, что в ряде регионов сотовый телефон обеспечивает единственную возможность доступа в Сеть.

Не менее высокими темпами мобильная коммерция развивается в сегменте виртуальных товаров, преимущественно связанных с онлайновыми играми. Оплата подобных покупок средней стоимостью не более $20 через сотовый телефон весьма удобна и в ряде случаев безальтернативна для многочисленной армии игроков молодого поколения, которые еще не обзавелись собственными кредитными карточками.

По прогнозам ABI, в 2015 г. мировые затраты на приобретение товаров и оплату услуг посредством мобильных терминалов превысят 119 млрд долл., тем самым отвоевав не менее 8% у глобальной индустрии электронной коммерции.