Каковы перспективы дистанционного обучения?

16 июнь, 2010 - 18:10Євген Куліков

Современный уровень развития технологий передачи информации открывает широкие перспективы для получения ряда базовых услуг удаленно. Мы попросили представителей крупных учебных центров Украины рассказать о достоинствах и недостатках использования компьютерной техники в дистанционном обучении и его перспективах у нас в стране..

Лия Волова

директор по маркетингу корпорации «Актив»

Каковы перспективы дистанционного обучения?

Дистанционное обучение, безусловно, развиваться в Украине будет. Во-первых, это объективная тенденция во всем мире. Во-вторых, электронное обучение (e-learning) экономит средства не только учащихся, но и учебных заведений. В-третьих, значительно повышается эффективность процесса усвоения знаний. Препятствует же этому в нашей стране отсутствие законодательной поддержки – пока что все преференции имеет только традиционная система обучения.

Мы вышли на рынок дистанционного образования с двумя специализированными порталами – cap-cipa.com и dipifr.com. Это курсы для бухгалтеров и экономистов по подготовке к международной сертификации. Оба развернуты на платформе собственной разработки A-learning Lite. Порталам еще нет и года, но за шесть месяцев, с ноября 2009 г. по апрель 2010 г. включительно, количество слушателей у нас выросло на 79,6%.

В мире технологии e-learning в равной мере востребованы как в сегменте индивидуального образования, так и в сфере корпоративного обучения. Однако в Украине активнее всего ими интересуется корпоративный сектор – HR-специалисты банков, страховых компаний, сетевой розницы и других крупных компаний с распределенной сетью филиалов, в которых эффективность внедрения СДО наиболее очевидна.

Электронное обучение открывает желающим двери самых престижных учебных заведений независимо от того, в какой стране человек живет, в глубинке или в крупном городе. Даже финансовые вопросы теряют свою остроту, потому что дистанционные курсы в среднем на 40% дешевле аудиторных аналогов. Однако в силу индивидуальных особенностей восприятия информации заочная форма подходит не всем людям.

Процедура дистанционной проверки знаний и навыков упирается в одну серьезную проблему – аутентификации личности. Конечно, современные технологии позволяют решить и ее, но в сфере общедоступного образования они пока не применяются. По крайней мере, в нашей стране это так. Поэтому дистанционная сдача экзаменов на получение сколь бы то ни было серьезного сертификата – это вопрос будущего. Надеюсь, что ближайшего, поскольку необходимость решения этого вопроса во многих отраслях знаний уже давно назрела, в частности в сегменте международной сертификации бухгалтеров и финансовых специалистов.

Андрей Санин

директор УЦ «Сетевая Академия АМИ»

Каковы перспективы дистанционного обучения?

Дистанционное обучение – это способ устранения «образовательного» неравенства, дающий возможность получить услуги высокого уровня людям, проживающим далеко от престижных учебных заведений. Однако само академическое образование с его студенческой атмосферой оно не заменит никогда. Поэтому, в конце концов, эта форма обучения займет свою нишу – она будет востребована или корпоративными клиентами, не имеющими возможности отрываться надолго от своего рабочего места на специализированные учебные программы, или частными лицами, стремящимися получить дополнительное высшее образование (скажем, тридцатилетним зачастую некомфортно сидеть за одной партой с шестнадцатилетними, «дистанционка» решает эту проблему).

Ввиду этого мы присматриваемся к концепции обучения через Интернет – нас интересует бизнес-модель предоставления услуг онлайн-подготовки и сертификации специалистов Microsoft и «1С», совпадающая с основным профилем нашей деятельности. Не могу сказать, что освоение данного направления – задача ближайшего будущего, поскольку стагнация рынка заставляет осторожно подходить к инвестиционным проектам. Однако за рубежом это уже работает, так что повод для здорового оптимизма есть.

Евгений Фисенко

начальник учебного отдела «Центра Знаний»

Каковы перспективы дистанционного обучения?

Данная тема у нас развивается не так активно, как в странах Европы и Америки, однако перспективы, безусловно, есть. Способствует этому то, что современные сети становятся все более интерактивными и социальными. Мешает же, на мой взгляд, то, что наши люди не очень любят виртуальные вещи – им куда приятнее общаться с инструктором вживую, чем через гарнитуру ПК.

Наша компания уже сейчас предоставляет услуги дистанционного обучения. Но мы позиционируем их не как альтернативу очной форме, а как дополнение. Например, многие бесплатные семинары и мастер-классы доступны и так и этак.

Частные клиенты нередко проявляют интерес к бесплатным мероприятиям, которые мы предлагаем посетить удаленно. Корпоративные заказчики при этом руководствуются собственной выгодой от снижения затрат на командировки. Если говорить о направлениях – то это курсы по решениям Cisco и Microsoft.

Обучаясь дистанционно, можно не отрываться от производства. Однако для получения знаний таким образом необходимо, чтобы применяемые технические средства обеспечивали максимально качественную передачу изображения, звука, текста и т. п. К тому же такие системы не предполагают какого-либо контроля учащегося. Поэтому если студенту лень учиться – ничто не поможет ему усвоить материал.

Практически все сертификационные экзамены сейчас можно сдавать на компьютере, отвечая на вопросы разнообразных тестов. Естественно, технически это можно делать и удаленно. В то же время многие вендоры предпочитают, чтобы экзаменуемые лично приходили в центр тестирования.

Татьяна Штомпель

директор УЦ «Сетевые Технологии»

Каковы перспективы дистанционного обучения?

Дистанционное обучение переживает новый бум интереса к себе в первую очередь благодаря развитию коммуникационных технологий. Рынок активно следит за этими изменениями, и большинство бесплатных тренингов и семинаров уже перешло в формат веб-трансляций, особенно в ИТ-сфере.

Между тем мы в своей работе отдаем предпочтение несколько иной форме – удаленному обучению. При этом мы полностью имитируем учебный процесс, а слушатель удаленно работает в лаборатории, через веб-камеры видит инструктора (и наоборот).

К массовому переходу на дистанционный формат обучения в нашей сфере мы относимся достаточно скептически прежде всего из-за того, что основные наши курсы – 3–5-дневные. Сложно представить себе специалиста, который 5 дней подряд 8 часов в день участвует в тренинге, не отвлекаясь на рабочие вопросы. Не говоря уже о ценности живого общения и возможности «пощупать» оборудование руками.

Наиболее активный интерес к дистанционному обучению проявляют корпоративные заказчики, в первую очередь находящиеся за пределами Киева. При этом предпочтительно, чтобы стоимость тренинга не зависела от количества прошедших его сотрудников.

Мы в таком формате читаем курсы по краткосрочным программам, цель которых – повысить эффективность уже имеющихся навыков и продемонстрировать дополнительные возможности того или иного решения. Если говорить о фундаментальны знаниях в больших объемах – тут я бы однозначно рекомендовала традиционное обучение в классе.

Для всех программ сертификации, признанных мировыми вендорами, требуется личное присутствие, чтобы сторона, принимающая экзамен, была уверена в том, что его сдает заявленный человек. Поэтому в случае дистанционного обучения ценность представляют именно полученные знания, а не сертификат.