Каков спрос на ERP в SMB?

29 апрель, 2009 - 10:23Євген Куліков

Многие поставщики систем для автоматизации управления предприятием смещают свое внимание на заказчиков из категории малого и среднего бизнеса. О перспективах этого сегмента и своих планах рассказывают представители ведущих компаний-разработчиков.

Алексей Егорченков

руководитель направления по работе с корпоративными клиентами компании «1С Украина»

Каков спрос на ERP в SMB?

Большинство отечественных предприятий относится к сегменту малого и среднего бизнеса. Потому ведущие поставщики ERP-систем в Украине переориентируются на эту категорию заказчиков. Для нашей же компании SMB был, по сути, отправной точкой в развитии линейки экономических программных продуктов.

В нынешней ситуации предприятия особенно нуждаются в инструментах для оценки эффективности персонала, бизнеса и т. д. Кроме того, решение должно внедрятся без сложных длительных доработок, а бюджеты – быть приемлемыми и обоснованными. В частности, поэтому приоритетной для нас является разработка отраслевых «коробочных» продуктов, позволяющих сократить сроки внедрения и стоимость проекта.

Одна из главных проблем на сегодня – слабое понимание основ внедряемой системы. Поэтому наша компания активно развивает образовательное направление, а при реализации проектов мы настоятельно рекомендуем проводить обучение пользователей.

Безусловно, данный сегмент будет расти, хотя, возможно, и не столь стремительно, как ожидалось. На первое же место выйдет развитие средств интеграции, масштабирования, мобильности.

Владимир Михайлов

технический директор корпорации «Информационные технологии»

Каков спрос на ERP в SMB?

В нашей классификации предприятия со штатом до 250 человек относятся к малому бизнесу, и доля этих заказчиков у нас не превышает 5%. В данном сегменте как такового рынка ERP-систем нет, есть рынок программ для автоматизации отдельных функций. Средними мы считаем компании с количеством сотрудников до 1 тыс.

Основными потребителями ERP-решений являются пищевая промышленность, торговые и металлообрабатывающие предприятия. В связи с экономическим кризисом спрос на наши решения со стороны SMB практически исчез. Одновременно отмечается усиление интереса крупных компаний, что объясняется, на наш взгляд, снижением загруженности руководящих работников и их желанием усовершенствовать бизнес-процессы.

Предпосылкой развития рынка ERP в сегменте SMB является повышение уровня менеджмента таких компаний, а основные проблемы обычно заключаются в отсутствии формализованных бизнес-процессов и преобладании «ручных» методов управления. На ближайшие полтора-два года я не вижу особых перспектив ERP-систем на рынке малых и средних предприятий. Возможно, они появятся через некоторое время вместе с общим подъемом экономики.

Дмитрий Попинако

генеральный директор компании Innoware

Каков спрос на ERP в SMB?

Предприятия с числом сотрудников в пределах 250 составляют примерно 30% наших клиентов, остальные относятся к крупным компаниям. Главный заказчик – это розничная торговля. Однако в последнее время объем продаж сократился в разы, поскольку многие сейчас думают не о развитии, а о выживании.

Основная на сегодня проблема заключается в тенденции к сокращению объемов проектов. Поэтому консалтинговые фирмы сейчас концентрируются не на комплексных сложных внедрениях, а на инструментах для решения насущных задач. Это побуждает и нас разрабатывать максимально целевые решения, ориентированные на конкретные задачи и потребности заказчика. Компании, которые не смогут изменить свои подходы, повысить оборачиваемость продукции и продажи с полки, покинут рынок.

Также мы вынуждены снижать цены на свои услуги, ради чего ведется постоянная работа по оптимизации деятельности компании на всех уровнях и повышению собственной эффективности.

Полагаю, сегмент решений для SMB будет расти быстрее, чем для крупных предприятий. В текущих экономических условиях малому и среднему бизнесу присуща бoльшая динамика развития.

Андрей Филатов

управляющий директор SAP Ukraine

Каков спрос на ERP в SMB?

Мы разделяем компании по годовому обороту, верхняя граница которого для SMB находится на уровне 500 млн евро. Для государственного или банковского сектора критерии другие.

Массовое проникновение ERP-решений на украинский рынок началось не так давно, поэтому он еще далек от насыщения. Для нас SMB на данный момент является приоритетом. Свою часть в этом сегменте в Украине мы оцениваем в 20–25% и ожидаем, что в ближайшие два года доля таких решений в нашем доходе увеличится до 40–50%.

В первую очередь ERP востребованы в розничных сетях, производстве товаров народного потребления, машиностроении, транспортных и логистических компаниях. Сейчас все испытывают трудности и стремятся к сокращению расходов и повышению эффективности, чего во многом позволяют достичь ERP-системы. С другой стороны, представителям сегмента SMB сегодня очень трудно инвестировать в крупные ИТ-проекты, поскольку они сильно страдают из-за отсутствия кредитов.

По этой причине один из вопросов, которому мы уделяем внимание во время наших семинаров и конференций, – финансирование внедренческих проектов. Также в ближайшие месяцы мы планируем предложить заказчикам возможность аренды решений SAP на один-три года.

Александр Хуторной

руководитель отдела продаж центрального офиса корпорации «Галактика» в Украине

Каков спрос на ERP в SMB?

Активный интерес к ERP-системам в SMB проявляется уже несколько лет, и это общемировая тенденция. У корпорации «Галактика» в Украине на долю заказчиков из малого бизнеса приходится менее 5%, а на средний – около 25%. Наибольший спрос на подобные решения мы видим со стороны машиностроения, пищевой промышленности, строительства, транспорта, оптовой торговли.

Нестабильная ситуация в стране приводит к тому, что некоторые компании откладывают инвестиционные проекты. Другие же, напротив, воспринимают ERP как важный инструмент снижения издержек, повышения эффективности и управляемости бизнеса.

Сдерживающими факторами являются достаточно высокая стоимость таких решений, дополнительные трудозатраты на внедрение и необходимость упорядочения бизнес-процессов.

Для заказчиков из категории малого и среднего бизнеса нами разработано специальное предложение «Галактика Прогресс». Мы ожидаем, что динамика развития данного направления будет выше, чем в сегменте крупных предприятий. Соответственно, конкуренция среди поставщиков ERP-систем для SMB возрастет.

Максим Матяш

директор департамента бизнес-приложений компании Oracle

Каков спрос на ERP в SMB?

В конце 2007 г. Oracle приняла решение сконцентрироваться на клиентах с оборотом свыше 50 млн долл., т. е. на предприятиях среднего масштаба. На сегодня из 53 наших клиентов по бизнес-приложениям 12 (или 23%) относятся именно к этой категории. Стабильный спрос на системы такого класса демонстрируют предприятия пищевой индустрии, дистрибьюторские и строительные компании, а также другие заказчики, соответствующие упомянутому критерию.

Основными предпосылками развития направления автоматизации бизнеса до последнего времени являлся рост конкуренции, приводящий к необходимости оптимизации ключевых показателей. В условиях же кризиса особенно актуальными стали, например, задачи планирования и прогнозирования спроса. За прошедшие пару месяцев мы ощутили возобновление интереса к предлагаемым нами решениям. Похоже, что участники рынка адаптировались к новым реалиям и стремятся компенсировать потерю темпа за счет совершенствования бизнес-процессов.

Корпорация Oracle ежегодно инвестирует около 10% своего дохода на развитие новых технологий. Это относится и к ERP-системе Oracle JDEdwards EnterpriseOne для сегмента SMB, которая на сегодня применяет уже более десяти клиентов в Украине и пятьюдесяти в СНГ. Кроме того, мы предлагаем в этом регионе сервис onDemand, включающий аренду ПО Oracle Siebel CRM, а также использование ресурсов наших и партнерских для хостинга и аутсорсинга бизнес-приложений клиентов.