Как я вел бухгалтерию

8 февраль, 2008 - 21:05Александр Черников
В конце прошлого года я наткнулся на очередную, «новейшую», шароварную программу для ведения домашней бухгалтерии и подумал о непонятном упорстве, с которым энтузиасты продолжают их создавать.
 
Когда-то, лет пять назад, я пробовал было использовать подобное ПО, но довольно быстро остыл и в памяти от этого эксперимента не осталось почти ничего. Может, что-нибудь изменилось за это время? Может, программы стали другими? Или мне теперь стало остро необходимо и очень полезно использовать их? И с нового года я решил исправить досадное упущение, заставив себя вести собственный реестр финансовых операций (для одного человека). Хватило меня ровно на месяц, но эксперимент оказался небесплодным. Сообщаю его основные результаты в виде модной ныне «десятки», не разделяя их на «положительные» и «отрицательные», поскольку это – как посмотреть.
 
Во-первых, у меня образовался довольно длинный и скучный список, состоящий в основном из продуктов питания. Из этого списка я, в принципе, мог бы если не четверть, то процентов 20 безболезненно исключить – или из-за не особой нужности определенных продуктов, либо из-за явно излишне купленного их количества.
 
Во-вторых, я узнал, что некоторые наши магазины округляют счета до ближайшего большего значения, а некоторые – по школьным правилам округления. Особого значения в масштабах личного потребления это не имеет, но все же из-за этого я за месяц переплатил шесть копеек.
 
В-третьих, я открыл (возможно, только для себя?), что тара, в которой мы время от времени покупаем разные салатики, оплачивается отдельно и я в результате приобрел несколько совершенно не нужных мне пластиковых контейнеров, цена каждого из которых составляла 5-10% стоимости всей покупки.
 
В-четвертых, выяснилось, что собирание чеков – довольно утомительное занятие, когда о них думаешь постоянно, как об обязательной составляющей каждой покупки.
 
В-пятых, занимает довольно много времени введение обязательных атрибутов с них и с лейблов на упаковке в домашнюю бухгалтерию – цены, количества, суммы и т.д.
 
В-шестых, каждый поход на базар вызывает некоторую растерянность из-за нечеткости продаж без документов (впрочем, на чем любой базар и держится).
 
В-седьмых, к сожалению, даже за один месяц стало заметно, что продукты постепенно дорожают.
 
В-восьмых, я однажды поменял доллары по низкому курсу и целый месяц программа нагло показывала мне, по какому именно.
 
В-девятых, я пришел к следующим выводам. Если уж вести бухгалтерию, то, наверное, должна быть какая-то цель этого процесса. Какая? Самое первое, что приходит на ум – «точно знать свои расходы». ОК. Второй вопрос – зачем их знать? Видимо, чтобы как-то сократить их, а иначе зачем же? В результате целью ежедневных записей становится итоговое сокращение расходов, что очень быстро превращается в своеобразный спорт, заключающийся в том, чтобы потратить как можно меньше денег. 

И в десятых – все перечисленное выше, как по мне, довольно противно и бессмысленно для обычного человека. Наверное, все-таки правы женщины: если у тебя плохое настроение – просто пойди и купи себе что-нибудь для удовольствия.