Как Вселенная создает разум и нравственность?

13 февраль, 2015 - 13:13Леонід Бараш

Последние достижения в науке позволяют полагать, что Вселенная естественно создает сложности. Возникновение жизни в целом и, возможно, даже разумной жизни, и связанной с нею технологической культуры, может быть чрезвычайно распространено, утверждает, Келли Смит (Kelly Smith) из Клемсона в недавно опубликованной статье в журнале Space Policy.

Более того, он предполагает, это общемировая тенденция имеет отчетливо религиозный подтекст и, возможно, даже создает действительно универсальную основу для морали.

Д-р Смит, философ и биолог-эволюционист, применяет последние теоретические разработки в биологии и теории сложных систем, чтобы попытаться дать ответы на вечные вопросы о предназначении человека, которые уже давно считаются исключительно компетенцией гуманитарных наук.

Он указывает на то, что ученые все чаще начинают обсуждать, как выглядит базовая структура Вселенной, способствующая созданию сложности. Крупномасштабная истории Вселенной наводит на мысль о тенденции увеличения сложности: неупорядоченные энергетические состояния производят атомы и молекулы, которые объединяются, чтобы сформировать звезды и связанные с ними планеты, на которых развивается жизнь. Затем жизнь предлагает свою модель увеличения сложности, простые организмы становятся все более сложными в процессе эволюции, пока они в конечном итоге не развиваются в разумную и сложную культуру.

И последние теоретические разработки в биологии и теории сложных систем предполагают, что эта тенденция может быть реальной, вытекающей из базовой структуры Вселенной предсказуемым образом.

«Если это так, - говорит д-р Смит, - вы можете посмотреть на Вселенную как своего рода "машину сложности", что поднимает всякие вопросы о том, что это означает в более широком смысле. Например, представляет ли вера в то, что структура Вселенной устроена для получения сложности, в целом, и разумных существ, в частности, религиозную веру? Это не обязательно означает, что Вселенная была создана Богом, но, с другой стороны, это позволяет предположить, что вид разумности, которым мы дорожим, не несчастный случай».

И д-р Смит чувствует еще одно сходство с религией – это потенциальные моральные последствия этой идеи. Если эволюция стремится способствовать развитию социальности, разума и культуры как своего рода "пакетной сделке", то это хорошая ставка, что любой разумный инопланетянин, которого мы встретим, будет иметь такие же развитые отношения по поводу их основных моральных обязательств.

В частности, они, скорее всего, согласится с нами, что разумным и социальным существам присуща некая мораль. И такое всеобщее согласие, утверждает д-р Смит, может быть основой для действительно универсальной системы этики.