Как в настоящее время выглядит аудитория Уанета?

13 май, 2009 - 12:21Андрей Дегелер

За многолетнюю историю отечественного сегмента Интернета проведено немало исследований, призванных выяснить все, что возможно, о людях, имеющих доступ в эту сеть. Мы попытались собрать воедино имеющуюся информацию, чтобы составить представление о пользователях, являющихся, помимо всего прочего, потенциальными клиентами онлайн-магазинов.

По оценкам разных исследовательских организаций, количество активных пользователей Интернета в Украине по состоянию на февраль 2009 г. варьируется от 7,06 до 8 млн, или, соответственно, 15,3 и 17,3% всего населения нашей страны. В то же время, согласно последней информации от компании Bigmir, в марте текущего года число пользователей в украинском сегменте Интернета составило почти 12 млн, увеличившись по сравнению с февральскими показателями на 9,36%. Объясняется такое расхождение с оценками других аналитиков тем, что в данном случае измерения осуществляются не путем анкетирования, а простым подсчетом уникальных посетителей.

Несмотря на такую разницу в цифрах, их порядок ясен. Также не вызывает сомнения важность понимания структуры такой обширной аудитории, особенно учитывая то, что ее ежегодный прирост равен почти 30%. Итак, кто же регулярно получает доступ в Интернет?

Гендерно-возрастной состав

Как в настоящее время выглядит аудитория Уанета?

Поскольку Интернет все еще остается относительно новым явлением для украинцев (по сравнению, например, с телевидением), неудивительно, что основная категория его пользователей – молодежь и люди среднего возраста. По данным исследований InMind, молодые люди до 29 лет составляют 56% отечественной сетевой аудитории, еще 31% приходится на промежуток 30–45 лет. Представители сильного пола выходят в Интернет чаще, чем женщины: их доля среди всех пользователей старше 18 лет – 53%.

Показатели активности разных возрастных и гендерных групп несколько отличаются от их количественного соотношения. Например, согласно оценке Gemius, представители категории до 24 лет занимаются веб-серфингом не так интенсивно, как те, кто старше: их доля в совокупном количестве просмотров страниц на 4% меньше, чем в общем составе аудитории. Впрочем, такая статистика может быть обусловлена не столько низкой активностью молодежи, сколько тем, что среди сайтов, на базе которых проводилось исследование, не было ни одной крупной социальной сети. А вот мужчины, по данным исследователей, также работают в сети больше женщин – на них приходится 60% загрузок.

Социальный состав

Уровень образованности отечественной интернет-аудитории достаточно высок. По данным InMind, 52% всех совершеннолетних пользователей имеют полное или неполное высшее образование, еще 9% – среднее специальное после 10–11 классов школы. Категория студентов и людей с неоконченным высшим образованием в возрасте от 18 лет также показывает наибольший уровень проникновения Интернета: 65% из них заходят в Сеть не реже, чем раз в месяц.

По оценкам Gemius, студенты и школьники в январе 2009 г. составляли 21% всех пользователей украинского сегмента Глобальной Сети, при этом на них приходилось 17% просмотров веб-страниц. Самый распространенный уровень подготовки среди работающих посетителей Интернета – «квалифицированный специалист»: так охарактеризовали себя 29% участников январского исследования. Представители этой категории ведут себя в Сети достаточно активно: их массовая доля в просмотрах страниц на 4% больше, чем в структуре аудитории. Кроме того, по информации InMind, из всех квалифицированных специалистов с высшим образованием в Интернет регулярно выходят около 50%.

Согласно результатам исследований Gemius, за первые два месяца текущего года количество неработающих пользователей Сети в Украине увеличилось до 33%. Это связано как с ростом безработицы, так и с тем, что студенты и школьники являются наиболее быстрорастущим сегментом аудитории. Аналитики компании также отмечают, что пользователи, имеющие работу, ведут себя в Сети активнее. Оценки аудитории InMind более детальны: по их данным, поиском работы озабочены 13% представителей интернет-аудитории старше 18 лет, 8% заняты ведением домашнего хозяйства, 13% составляют учащиеся и 4% – пенсионеры.

Другой признак социального разделения пользователей, весьма важный для онлайн-рекламы и коммерции, – уровень доходов. В этом принципиальном вопросе данные аналитиков разнятся. По оценкам InMind, проводившей исследование на базе неанонимных опросов, доля пользователей, характеризующих доход своей семьи как средний или высокий, составляет 57%. В то же время по результатам анонимного анкетирования Gemius, по состоянию на январь этот показатель равнялся 25%; при этом 47% опрошенных оценили свой доход как низкий (до 3000 грн), 14% заявили, что не имеют постоянного дохода, а еще 14% отказались отвечать на вопрос. Впрочем, нельзя не учитывать различие в возрастных рамках исследований: в первом случае это люди от 18 лет, во втором – от 16. По словам Дмитрия Лысюка, исполнительного директора Gemius Ukraine, доля аудитории Уанета со средним и высоким доходом получается гораздо большей, нежели у любого другого медианосителя. Стоит также отметить, что, согласно данным GfK Media, среди жителей городов с населением более 50 тыс., оценивающих свой доход как высокий, Интернетом пользуются более 70%.

География

Совершенно не удивительно, что большая часть отечественной интернет-аудитории сосредоточена в крупных областных центрах. Традиционно лидирует по количеству пользователей Киев: его доля, согласно оценкам Gemius, составляет 34%, а вместе с областью – 45% (по версии Bigmir – 60%). Следующими в «рейтинге» идут области, центрами которых являются города-миллионники: в Днепропетровской и Одесской проживают, соответственно, 10 и 9% людей, регулярно имеющих доступ в Сеть, еще по 5% – в Донецкой и Харьковской. Такой же показатель демонстрирует и относительно небольшая Львовская область.

Несмотря на доминирование столицы в статистике по числу пользователей, одной из основных тенденций последнего времени стало увеличение активности посетителей сайтов из регионов. Согласно данным Gemius, на сегодняшний день киевляне все еще лидируют по показателям среднемесячного количества просмотров на посетителя (185,4) и времени, проведенного в Сети (около 4,5 ч). За ними с постоянно сокращающимся отрывом следуют жители Тернопольской (153,8 и 3,75 ч) и Волынской (141 и 3,9 ч) областей.

Наиболее перспективны с точки зрения темпов роста аудитории крупные города с населением от 1 млн человек. По информации GfK Media, около 12% жителей таких областных центров, не пользующихся Интернетом, вскоре планируют подключиться к Глобальной Сети. Активнее других о своих планах заявила молодежь в возрасте до 25 лет – около 40% «неинтернетизированных» в этой группе выразили желание пополнить ряды «жителей Сети» в ближайшее время. Противоположная картина наблюдается среди людей старше 50 лет – для них этот показатель составил 7%.

Для подавляющего большинства пользователей Глобальной Сети (по данным Gemius, 84%) основным местом доступа является дом. Следующими по «популярности» локациями стали работа (46%), друзья (10%) и интернет-кафе (7%). Доля тех, кто выходит в Интернет из дома или с работы, составляет 98,9%, при этом 15% назвали рабочее место единственным «каналом связи» с Сетью.

Интересный штрих к портрету аудитории Уанета – статистика по использованию традиционных массмедиа. Такую информацию можно найти в сравнительном исследовании GfK Media, проводившемся в городах с населением более 50 тыс. человек. Согласно его результатам, посетители Интернета заметно реже, чем «офлайновая» аудитория, смотрят телевизор, но при этом чаще читают журналы. Степень внимания, уделяемого газетам и радио, у обеих категорий практически идентична.

Аудитория покупателей

Как в настоящее время выглядит аудитория Уанета?

Онлайновая коммерция – явление еще более новое для нашей страны, чем Интернет как таковой. С учетом этого, а также некоторых особенностей менталитета украинцев, неудивительно, что 62% пользователей Сети, по данным Gemius, никогда не приобретали товары в электронных магазинах. Таким образом, доля покупателей в общей аудитории Глобальной Сети в Украине составляет 38%, что означает прирост на 7% по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года. Чаще всего покупки через Интернет совершают топ-менеджеры и квалифицированные специалисты – т. е. представители категорий, отличающихся повышенной активностью в Сети.

Степень готовности жителей разных областей Украины приобретать товары через Интернет прямо зависит от активности пользователей в этих регионах. Так, в Киеве покупки через Интернет практикуют 61% онлайн-аудитории, в Киевской области – 47%, в Волынской и Тернопольской – по 27%. Причина такого отрыва кроется не только в различном уровне проникновения Интернета, но и в том, что многие сетевые магазины не развивают направление работы с регионами, ограничиваясь пределами столицы и пригородов.

В сложившейся ситуации, когда многие продавцы и производители стремятся выйти в канал интернет-продаж, можно прогнозировать достаточно высокие темпы дальнейшего прироста количества пользователей, обращающихся к услугам электронных магазинов. На сегодняшний день, по данным службы контроля качества системы «Яндекс.Маркет», потенциальных онлайн-покупателей не устраивает в первую очередь частое несоответствие реальной и заявленной на сетевой витрине цены товара, а также отсутствие в ассортименте необходимой продукции. Реже жалуются на несвоевременность ответов на заказ и работу службы доставки. Можно предположить, что многие из перечисленных проблем будут решены с выходом на рынок крупных «офлайновых» игроков, а весомым аргументом в пользу интернет-витрин для аудитории станет зачастую более низкая, чем в традиционной рознице, стоимость продукции.

Что покупают

Как в настоящее время выглядит аудитория Уанета?

Первые интернет-магазины, появлявшиеся на украинском рынке, были ориентированы на технически грамотные категории потребителей, которые могли без стереотипов и предубеждения отнестись к такой форме торговли. Потому неудивительно, что и сейчас основным ассортиментом онлайн-витрин принято считать ИТ-продукцию и электронику. Впрочем, с течением времени пользователи проявляют все больше желания приобретать дистанционно с помощью Глобальной Сети самые разные товары.

В настоящий момент первенство среди покупок, совершаемых через Интернет, принадлежит бытовой технике. По данным февральского исследования Gemius, ее доля составляет 18,72%. Далее следуют мобильные телефоны и аксессуары (15,67%). Таким образом, совокупная доля этих групп составляет более трети всей продукции, приобретаемой в Сети. Примечательно, что соотношение категорий за полгода практически не изменилось – колебания по всем сегментам не превысили 1%.

Несмотря на общее падение объемов продаж на ИТ-рынке, потребители не стали намного меньше интересоваться техникой в Интернете. По данным «Яндекс-Украина», общее число запросов к поисковым серверам компании в феврале 2009 г. по сравнению с сентябрем минувшего года увеличилось. При этом, правда, изменилась структура товарных групп, привлекающих внимание пользователей Сети. Говоря об ИТ-рынке, стоит отметить, что в первые месяцы текущего года наблюдается резкий спад в категориях «Мобильные телефоны» и «Электроника и фото», также снизилось, хоть и не столь резко, количество запросов, связанных с бытовой техникой. Одновременно отмечен рост обращений к поиску в сегментах товаров для детей, спортивного инвентаря, а также подарков, сувениров и цветов.

Выводы

Несмотря на порой противоречивые данные маркетинговых и социологических исследований, после некоторого анализа информации можно составить достаточно цельный портрет пользователей Уанета, а также сделать предположения о развитии и изменении структуры аудитории.

На сегодня самой крупной и активной частью интернет-аудитории, ее движущей силой являются молодые люди, получившие высшее образование и позиционирующие себя как квалифицированные специалисты либо представители топ-менеджмента. Свой доход они чаще всего определяют как средний или высокий, что подтверждается активностью данной категории аудитории в качестве клиентов интернет-магазинов.

Учитывая незначительность изменений в социальной структуре пользователей Сети за последние полгода и отсутствие предпосылок к серьезному перераспределению, можно прогнозировать, что в ближайший год она останется на текущем уровне. Также с увеличением проникновения Интернета логично предположить рост доли молодежной аудитории – студентов и школьников. На повышенную активность со стороны старшего поколения, как показали исследования, рассчитывать не приходится, а потому доля категории пользователей старше 50 лет сможет расти только по мере перехода в нее нынешних представителей сегмента 30–45 лет.

С выходом на рынок электронной коммерции крупных игроков «реального» сектора можно ожидать обострения конкуренции в этом канале, что, в свою очередь, приведет к появлению еще более привлекательных ценовых предложений и, возможно, ускорению темпов прироста аудитории интернет-витрин. Главное в погоне за таким клиентом не навредить как онлайн-сегменту, так и самим традиционным магазинам.