Как увеличить налоговые поступления в госбюджет... не повышая налоги

31 октябрь, 2014 - 18:46Руслан Костецкий

Недавно обсуждали с коллегами планируемую реформу – сокращение числа налогов и сборов с 22 до 9 позиций, пересмотр налогообложения прибыли и фонда оплаты труда, упрощение администрирования налогов и т.д.

Безусловно, все это важно и крайне необходимо, однако не стоит забывать и о столь важном аспекте реформ, как усиление механизмов противостояния внешнему и внутреннему мошенничеству, а также уклонению от уплаты налогов.

Тут стоит обратиться к мировому опыту. Например, налоговая служба Великобритании, как и многие налоговые органы по всему миру, сталкивается с различными видами мошенничества. Британские налоговики администрируют прямые налоги, такие как налог на прибыль, прирост капитала, взносы программы Национального страхования, а также косвенные налоги, включая НДС, пошлины и акцизы.

С целью обнаружения преступных сетей и противодействия мошенничеству ведомство создало специальную систему Connect, которая объединяет многочисленные внутренние и внешние источники данных для выявления скрытых взаимосвязей и своевременного реагирования на подозрительные события. Углубленная аналитика SAS помогает Connect работать быстрее и эффективнее, улучшая уровень обнаружения мошеннических операций и сокращая количество ложных срабатываний. Однако основной результат такого сотрудничества выражается в финансовых показателях – дополнительные налоговые поступления в государственный бюджет Великобритании составляют £7 млрд (около $9 млрд).

Как работает такая система? Как правило, при уклонении от уплаты налогов происходят манипуляции с налоговыми и другими видами электронных записей. Для своевременного обнаружения таких мошеннических действий необходимо применять много различных инструментов и методов одновременно, однако при этом все данные будут разрозненны, а их качество оставляет желать лучшего. Углубленная аналитика, благодаря использованию таких инструментов как сегментация, профилирование и кластеризация налогоплательщиков, построение прогнозных моделей, выявление аномалий и т.д. позволяет решить эти и прочие задачи, стоящие перед фискальными органами. В результате клиент получает целостную картину происходящего, на основании которой можно принимать своевременные решения.

Общемировой опыт показывает, что аналитические инструменты весьма важны для стабилизации налоговой системы, их можно ставить на один уровень с вопросами дерегулирования. Кроме того, нужно понимать, что объемы данных, и в госсекторе, в частности, с годами будут лишь увеличиваться. Это существенно усложнит работу фискальных служб, и в части противодействия мошенничеству одними человеческими ресурсами уже не обойтись.