Социологи университета Южной Калифорнии (США) недавно опубликовали результаты своего исследования, в ходе которого они изучали, как онлайн-технологии влияют на жизнь пользователей Интернета и тех, кто не работает в нем. И хотя выводы специалистов основаны преимущественно на отношении к Сети американцев, ряд тенденций вполне можно экстраполировать и на жителей других стран.
Прежде всего стоит отметить, что, по данным Internet World Stats, опубликованным на сайте этого проекта, на 27 ноября 2006 г. в мире насчитывалось 1 076 203 987 пользователей Интернета, т. е. 16,6% населения планеты. Наибольшее количество (35%) посетителей Web-ресурсов проживает в Азии, второе место с долей 28,9% занимают европейцы, а третье (21,5%) – жители Северной Америки.
В ходе исследования Digital Future специалисты университета выяснили, что участие в виртуальных сообществах часто приводит к взаимодействию людей вне Интернета. Так, около 20% их членов как минимум раз в год встречаются в рамках офлайн-акций, так или иначе связанных с тематикой виртуального сообщества.
Одной из причин увеличения продолжительности работы в Сети является рост числа широкополосных подключений. В 2006 г. их доля в общем объеме достигла 50%, в то время как по dial-up в Интернет выходят лишь 45% пользователей. Популярность высокоскоростного доступа способствует увеличению времени, проводимого пользователями в Сети (в нынешнем году его средний показатель составил 8,9 ч в неделю). Причем, как утверждают исследователи, это никак не сказывается на времени, которое абоненты проводят в кругу семьи и друзей, ведь интернет-ресурсы используются главным образом в рабочее время. Многие сотрудники офисов обращаются к Web-сайтам в среднем 7–8 ч в неделю. Для сравнения: в 2005 г. этот показатель был примерно на час меньшим, а в 2001 г. – немногим свыше 3 ч. Большинство респондентов (69,7%) отмечают: благодаря Всемирной Паутине производительность их труда заметно повысилась, хотя 85% не отрицают, что, находясь на работе, пользуются Сетью и в личных целях, открывая сайты, не относящиеся к их профессиональной деятельности.
Увеличение интенсивности использования Интернета влияет также на рост числа сделок, совершаемых в онлайн-магазинах. В 2006 г. количество их посетителей достигло наивысшего уровня в истории исследований и составило 51,1% общего числа пользователей Сети, и каждый из них тратит около $50 в месяц.
Информации, публикуемой в Интернете, сегодня доверяют 55% пользователей (в 2005 г. – 48%). Вместе с тем увеличилось и количество данных, которые они сами размещают в Сети. Например, в текущем году онлайн-дневники ведут 7,4% тех, кто регулярно выходит в Интернет, тогда как в 2003 г. их было всего 3,2%, а фотографии выкладывают 23,6% (в 2003 г. – 11%).
В заключение стоит отметить, что несмотря на указанные тенденции, люди постепенно охладевают к Интернету. Например, доля тех, кто по каким-либо причинам прекратил им регулярно пользоваться, по сравнению с прошлым годом несколько выросла, а тех, кто заявил о намерении вернуться в Сеть, – сократилась. Самое интересное, что среди таковых немало тинейджеров: число молодых людей, пересмотревших свое отношение к Интернету как к важнейшему источнику информации, снизилось до 80%.
Регион | Число пользователей | Доля среди жителей региона, % | Доля среди пользователей во всем мире, % | Рост числа пользователей в 2000–2006 гг., % |
Африка | 32 765 700 | 3,6 | 3,0 | 625,8 |
Азия | 378 593 457 | 10,3 | 35,2 | 231,2 |
Европа | 311 406 751 | 38,6 | 28,9 | 196,3 |
Ближний Восток | 19 028 400 | 10,0 | 1,8 | 479,3 |
Северная Америка | 231 001 921 | 69,7 | 21,5 | 113,7 |
Латинская Америка | 85 042 986 | 15,4 | 7,9 | 370,7 |
Океания, Австралия | 18 364 772 | 54,1 | 1,7 | 141,0 |
Всего | 1 076 203 987 | 16,6 | 100,0 | 198,1 |