Как развивается рынок антивирусного ПО?

25 март, 2011 - 16:25Євген Куліков

Создатели вредоносного ПО и разного рода кибер-мошенники всегда акцентировали внимание на наиболее популярных платформах и сервисах и потому сейчас основными тенденциями в этой сфере является мобилизация и социализация. Как с этим борятся производители средств защиты, рассказывают представители ведущих разработчиков.

Алексей Герасимчук

исполнительный директор представительства ESET в Украине

Алексей Герасимчук

По нашему мнению, украинский рынок антивирусного ПО существенно не изменился по сравнению с 2009 г. На протяжении года наблюдались определенные колебания, но они были незначительные.

Весомую долю пользователей продуктов ESET составляет корпоративный сегмент, обладающий высоким потенциалом. Благодаря активной маркетинговой программе и лояльной ценовой политике в 2010 г. мы увеличили количество розничных продаж – на сегодня доля данного сегмента составляет приблизительно одну третью от всего объема продаж, и этот показатель продолжает увеличиваться.

В последнее время широко популярными стали «облачные» вычисления – количество сторонников данной технологии постепенно увеличивается, а сфера применения расширяется. Но, к сожалению, «облачные» технологии самостоятельно не могут обеспечить полноценную защиту, поэтому думаю в ближайшей перспективе классический антивирус будет оставаться вне конкуренции.

Согласно данным Аналитического центра интернет-угроз ESET (ESET Cyber Threat Analysis Center), в прошлом году количество вредоносных программ насчитывало более 40 млн экземпляров. Эксперты прогнозируют, что в 2011 г. это число достигнет 50 млн.

Одной из основных проблем остаются ботнеты – сети компьютеров, зараженных вредоносными программами, которые позволяют злоумышленникам удаленно управлять этими машинами. Главным источником распространения вредоносного ПО станут социальные сети. Стоит ожидать увеличения количества атак на подобные сайты, а также появления новых методов кражи личных данных их пользователей.

Начиная с января 2011 г. наблюдается повышенная активность угроз, связанных с мошенничеством при распространении популярных программ и вымогательством отправки платных SMS-сообщений. Данный вид мошенничества подразумевает распространение популярного контента со специальной программой-установщиком, которая требует отправить SMS в процессе установки для продолжения процесса.

Андрей Кульпач

директор Центра технической поддержки «Доктор Веб»

Андрей Кульпач

Украинский рынок антивирусного ПО развивается хорошими темпами и пока еще далек от насыщения. Естественно экономический кризис не обошел его стороной и в 2009 г. наблюдалось уменьшение продаж. В 2010 г. рынок несколько оживился, но корпоративный сектор, приносящий производителям ПО основной доход, осторожничал в своих расходах и был достаточно инертным. Тем не менее, продажи наших продуктов за этот период выросли на 42%. При этом корпоративные клиенты принесли 63% всего дохода нашей компании и в сравнении с 2009 г. этот показатель практически не изменился.

Очевидно, что у Microsoft масса возможностей для продвижения своего антивируса при минимальных затратах. В тоже время, достаточно велико количество тех, кто относится к их продуктам с подозрением. Кроме того, не стоит думать, что Microsoft Security Essential всегда будет бесплатным – на рынке много примеров того, как компании начинали с подобной модели, потом переходя к продаже своих решений аудитории, для которой бренд уже стал узнаваемым. Тем не менее, всегда лучше иметь на своем компьютере какой-то антивирус, нежели оставлять его без защиты.

Онлайновые сервисы обеспечения безопасности очень популярны в США и странах Европы. К нам они пришли с некоторым опозданием, но у них большой потенциал. Если говорить конкретно о SaaS в антивирусной отрасли, нужно в первую очередь сказать об удобстве этой модели для конечного пользователя. Она экономична: оплата антивируса происходит в виде микроплатежей раз в месяц, при этом пользователь может в любой момент отказаться от услуги. Для провайдеров предоставление подключение подобной услуги в рамках их технологической площадки тоже выгодно: это и расширение спектра предоставляемых услуг, и новый источник дохода.

Антивирус в качестве услуги – одно из важных направлений деятельности компании «Доктор Веб». Интернет-сервис Dr.Web AV-Desk становится все популярнее на украинском рынке. Объем его продаж в 2010 г. вырос на 221% и составил 16,5% от всех доходов нашего офиса.

Средства обеспечения ИБ становятся все более популярны не только в сегменте крупного бизнеса, но также и в SMB. Малый и средний бизнес начинают понимать, что антивирусная защита им действительно нужна, и все охотнее выделяют соответствующие бюджеты на закупку ПО.

Другая важная тенденция – использование крупными компаниями решений разных производителей при построении системы ИБ. Примеров, когда заказчик полностью полагается на продукты одного вендора для защиты почты, рабочих станций и серверов, становится все меньше.

Андрей Слободяник

управляющий директор «Лаборатории Касперского» в Восточной Европе

Андрей Слободяник

Microsoft Security Essential – далеко не единственный бесплатный антивирусный продукт на рынке. К тому же он не самый лучший из бесплатных, как по возможностям, так и по качеству обнаружения и лечения вирусов. Потому доля этого решения среди пользователей ниже, чем у других аналогов.

Конечно, у данного продукта есть преимущество в виде предустановки на компьютеры с некоторыми версиями Microsoft Windows. Но опыт показывает, что это преимущество весьма шаткое. К примеру, большинство ноутбуков и компьютеров западного производства поставляются с бесплатными тестовыми версиями Symantec и McAfee. Однако по статистике большинство пользователей в Украине удаляет их еще до окончания пробного периода.

Кроме того, как показывают суровые реалии современного Интернета простых антивирусных решений недостаточно, чтобы полноценно обезопасить компьютеры пользователей. Для этого нужны комплексные решения класса Internet Security c полноценной защитой личных данных от кражи, мощным сетевым экраном, а также модулями оценки репутации подозрительных сайтов и программ. Все эти возможности, входящие в арсенал платных продуктов для защиты компьютера, отсутствуют в бесплатных антивирусах.

Сегодня мы наблюдаем явное смещение информационных технологий в сторону мобилизации. Все больше пользователей применяют планшеты, смартфоны и другие портативные устройства. Уверен, в этом направлении пойдет и индустрия защиты информации – в будущем будет представлено большое количество различных решений для мобильных платформ. Новые идеи и технологии (к примеру, защита в облаке, репутационное детектирование и т.д.) были представлены публике не так давно и потребуется некоторое время для «полировки» этих технологий, но в любом случае их востребованность будет увеличиваться.

По ущербу, нанесенному пользователям России, Украины и Казахстана в 2010 г. самой серьезной проблемой стали SMS-блокеры. Эти вредоносные программы, распространявшиеся несколькими способами (в том числе через популярные социальные сети и файлообменные ресурсы), при запуске компьютера блокировали работу операционной системы, требуя отправить SMS на платный premium-номер для получения «кода разблокировки».

Число пострадавших оказалось столь велико, что ситуация попала в поле зрения правоохранительных органов и получила широкое освещение в СМИ. К борьбе с мошенниками подключились мобильные операторы, введя новые правила регистрации и работы коротких номеров, а также блокируя мошеннические аккаунты. Характерно, что первой в регионе активность в борьбе с блокерами проявила украинская компания «Киевстар».

Также 2010 г. ознаменовался нашумевшей целевой кибератакой червя Stuxnet. Это первый получивший широкую огласку пример настоящей кибердиверсии в промышленности, способной нанести серьезный ущерб.