Как распоряжаться средствами с умом

14 август, 2008 - 10:13Андрій Кухар

Инструменты корпоративной автоматизации призваны способствовать увеличению эффективности бизнеса. Одни решения справляются с этой задачей лучше, другие хуже. Тем не менее практически любая программная система может окупиться быстрее, если принять меры по уменьшению общей стоимости владения ею (Total Cost of Ownership). В данном материале мы поделимся некоторыми соображениями на этот счет.

По результатам исследования, проведенного профессором Гарвардской школы бизнеса Ричардом Ноланом (Richard Nolan), около 55% капиталовложений типичной компании приходится на проекты по внедрению средств управления предприятием и прочих ИТ-решений. Это результат увеличения зависимости современных организаций от информационных систем. Данный фактор требует вовлечения руководителей проектов не только в техническую, но и в финансовую сторону вопроса. Подобно директорам по финансам (Chief Finance Officer), им необходимо задумываться над тем, как сделать, чтобы инвестиции окупились по возможности скорее. Существенным для них становится и то, как сэкономить при эксплуатации корпоративных систем.

Очевидно, что прежде чем предпринимать попытки уменьшить TCO корпоративных систем, следует устранить явно лишние источники затрат. Для этого необходимо определить, какие продукты не эксплуатируются в полной мере и есть ли в них вообще потребность; выяснить, какие решения конфликтуют и какие не могут работать корректно с имеющимися данными; установить, нет ли лишних серверных лицензий. И на основании этих сведений сделать выводы и принять меры.

Знание – сила

Большую роль в стоимости владения ПО на протяжении всего его жизненного цикла играет процесс внедрения. Разумеется, нельзя пренебрегать значимостью правильного выбора поставщика решения, но все же успех проекта напрямую зависит от работы его руководителя. Увы, в ряде случаев он не уделяет должного внимания координированию, поручая все трудные задачи консультантам. В результате после начала эксплуатации решения выясняется, что менеджер по проекту внедрения не обладает достаточным объемом знаний новой программной среды, а это, естественно, приводит к дополнительным затратам на консультационные услуги. Следовательно, подобных ситуаций желательно не допускать.

Как распоряжаться средствами с умом
Обучение сотрудников – более чем важная задача в проекте внедрения ПО. Согласно опросу META Group, в котором приняли участие свыше 400 компаний, внедривших ERP-систему, около 76% пользователей не получили достаточного уровня знаний нового решения

Чем больше информации о системе получено, тем дешевле ее применение. Это обусловлено тем, что одним из главных источников затрат в корпоративных ИТ является мобилизация внешних экспертных ресурсов. Поэтому чтобы снизить TCO, необходимо минимизировать привлечение консультантов. Для этого следует внимательно подходить к решению проблемы обучения персонала. Опытные внедренцы советуют проектной группе даже в некотором смысле перевыполнять задачу – не ограничиваться освоением требуемой в данный момент функциональности, а стараться как можно полнее изучить инструмент. Таким образом, клиент получает возможность адаптироваться к изменяющимся условиям бизнеса без дополнительного консалтинга, что обеспечит экономию средств.

Команде поддержки корпоративных приложений также рекомендуется принимать участие в деятельности соответствующих сообществ и групп пользователей. Как правило, на подобных ресурсах, организованных в виде форумов, можно получить полезные практические советы, а также разъяснения специфических моментов. Благо деньги за это не берут, так что вопрос о том, стоит ли вступать в данные сообщества, в принципе не должен возникать.

Обновление – насущная потребность

Использование последних версий корпоративных приложений целесообразно как минимум по двум причинам. Во-первых, новые релизы ПО выгодны, ведь чем новее редакция решения, тем больше в ней воплощено передовых технологий, применение которых способствует росту эффективности бизнеса. Разумеется, переход на обновленное программное обеспечение может повлечь за собой излишние затраты, так как придется оплатить работу по осуществлению миграции, а то и приобрести дополнительные лицензии. Тем не менее расходы, как правило, быстро окупаются благодаря новым функциональным возможностям, предоставляемым решением. Ведущие поставщики корпоративного ПО постоянно работают над совершенствованием своих продуктов, реализовывая более простые и быстрые способы выполнения повседневных задач и повышая эргономичность пользовательского интерфейса. Между тем, компании выполняют и работы по локализации систем, чтобы те соответствовали меняющимся требованиям законодательства. Большинство также занимается разработкой и включением в ПО тех или иных отраслевых особенностей. Часто потребители индустриальных решений с новым релизом получают не только новую функциональность, но и стандартизированные версии используемых ими специальных инструментов. А в обслуживании унифицированное, готовое к работе решение обходится дешевле, чем сильно модифицированное при «подгонке».

Во-вторых, при получении обновленной, оптимизированной функциональности стоимость поддержки остается прежней и даже может снижаться. Ряд поставщиков средств корпоративной автоматизации прекращает обслуживать ПО, если оно устарело на несколько поколений. Так происходит потому, что с увеличением количества версий решения растет штат команды поддержки, увеличивается и нагрузка на систему управления версиями поставщика. А поскольку разработчик – это бизнес-структура, он тоже заботится о сокращении затрат.

Радикальные меры

Как распоряжаться средствами с умом
Факторы, влияющие на общую стоимость владения корпоративным ПО. Каждый из них связан с остальными, и его нельзя рассматривать в отрыве от других

Не секрет, что капиталовложения в корпоративные программные системы предполагают также расходы на приобретение аппаратного обеспечения и содержание квалифицированных ИТ-сотрудников. Последние должны иметь весьма разносторонние знания (СУБД, веб-серверы, терминальные системы), потому как сегодняшние реалии таковы, что информационные инфраструктуры предприятий имеют высокий уровень сложности. Но даже профессионалам нужен отдых, ведь ни один служащий не способен работать 24 часа в сутки. Как следствие, глобальным компаниям, которым необходимо круглосуточное функционирование ПО, и тем, чей бизнес является непрерывным, организовывать сервисное обслуживание своих корпоративных приложений довольно дорого. Решить проблему можно, прибегнув к хостинговой модели получения ПО и переложив поддержку на стороннюю организацию. К этому способу следует присмотреться не только небольшим фирмам, но и крупным предприятиям, поскольку, согласно данным аналитиков, нередко цена контракта на хостинговые услуги для 1500 пользователей не сильно отличается от таковой для ста. Его преимуществом является и то, что здесь хорошо видна вся картина прошлых и будущих затрат, что рациональнее и нагляднее, чем в случае с содержанием персонала.

Высвободившиеся денежные ресурсы рекомендуется направить на те виды деятельности, которые оказывают наибольшее влияние на бизнес. А незанятый задачами поддержки ИТ-персонал можно перевести из режима реагирования в активный режим и поручить ему планирование развития информационной инфраструктуры организации. Наконец, внутренний штат ИТ-специалистов может более тесно взаимодействовать с высшим руководством и вести образовательную работу с нетехническим персоналом.

И последнее, но не по значимости

Чтобы преимущества, полученные при бережном расходовании средств, перестали быть чем-то гипотетическим, а влияние на бизнес стало не только ощутимым, но и видимым, следует периодически проводить финансовый анализ инвестиций в корпоративные решения. Общую стоимость владения инфраструктурой необходимо определять, учитывая ключевые показатели деятельности предприятия, уровень повышения продуктивности сотрудников, степень удовлетворенности клиентов. В этом деле эксперты советуют полагаться на средства бизнес-аналитики, характеризующиеся наиболее быстрой окупаемостью среди технических инвестиций. Они обеспечат нужной информацией как руководителей проектов, так и высшее руководство компании и даже рядовых сотрудников (если речь о решениях, соответствующих концепции Business Intelligence 2.0). Это даст возможность внимательно следить за затратами на развитие инфраструктуры организации в целом и на корпоративные приложения в частности.