Как работает правильное государственное стимулирование потребления инноваций

8 октябрь, 2009 - 16:40Денис Довгополый

Вчера мне напомнили очень интересный момент из жизни и продвижения гибридных автомобилей.

Если посчитать экономию на Приусе (сравнивая его цену и стоимость владения с «одноклассниками»), то выходит, что разница окупается только за 7-9 лет эксплуатации. Аккумуляторы дорогие, а менять их надо. Выигрыша в экономии топлива практически нет.

При всей любви к природе американцы — очень прагматичные люди, и не станут выкидывать 5 тысяч баксов (разница в цене) просто так. Как заставить людей в Долине (я не знаю про всю Калифорнию) покупать эти машины? Вот Брин, например, компенсировал своим сотрудникам разницу в цене Приуса и такой же машины. Но нашелся способ подейственней.

Приусам разрешили ездить по карпулам. Что такое карпул? Это полоса, крайняя левая на хайвэе, на которую можно выезжать только если в машине больше одного человека сидит. Так американцы пытаются уменьшить количество машин на дорогах. Не хочешь стоять в пробке (одно время в час пик от центра Пало Альто до Сан-Франциско нужно было 2-2,5 часа пилить по пробке — против 40 минут по свободной дороге) — договаривайся с соседом. Сегодня на твоей машине, завтра на его. И все спят на час дольше. Так вот Приусам с одним пассажиром разрешили ездить по карпулу. А два часа в день – это 10 часов в неделю, 40 часов в месяц, 480 часов в год. Даже если умножить на 5 баксов в час — зарплату уборщицы-мексиканки, — то выходит экономии в год почти 2,5 штуки баксов. А если, например, зарплатный рейтинг 50 баксов/час, то считайте сами.

Вот тогда их и стали разметать, и пришла на них мода. Но потом отменили эту поблажку, да и цена на Приус немного упала. Вот такое стимулирование инноваций без копейки государственных средств.

Оригинал записи.