Как проводятся проверки лицензионности ПО

27 ноябрь, 2012 - 17:10Андрей Котик

Вопросы, связанные с защитой интеллектуальной собственности и авторских прав, возникают достаточно часто и не только в областях, связанных с высокими технологиями или разработкой программного обеспечения. Проверка соблюдения соответствующего законодательства может появиться в любой компании, к примеру, проверить «лицензионность» программного обеспечения или «поискать» что-нибудь еще.

В настоящей статье дан краткий анализ процедуры проверок в области интеллектуальной собственности, полномочий инспекторов, а также рассмотрены наиболее частые нарушения законодательства, как со стороны проверяющего, так и со стороны проверяемого.

Виды проверок

В соответствии с Положением о государственном инспекторе по вопросам интеллектуальной собственности Государственной службы интеллектуальной собственности, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 17.05.2002 г. № 674, контроль осуществляется государственным инспектором по вопросам интеллектуальной собственности путем проведения плановых или внеплановых (внезапных) проверок деятельности субъектов хозяйствования, досмотра вещей в установленном законом порядке.

Кратко проверки можно разделить следующим образом:

Как проводятся проверки лицензионности ПО

Полномочия проверяющих лиц

Государственный инспектор имеет достаточно широкие полномочия, к которым можно отнести его право:

  1. требовать от субъектов хозяйствования, использующих объекты права интеллектуальной собственности, обеспечение предоставления для ознакомления регистрационных, финансовых и других документов, подтверждающие право предприятия на использование указанных объектов;
  2. проверять у субъектов хозяйствования наличие разрешений на использование объектов права интеллектуальной собственности на любой стадии их производства, распространения, проката или производства другой деятельности, связанной с их использованием;
  3. проводить обзор и изымать у субъектов хозяйствования с целью изучения на необходимый срок, но не более 30 дней, объекты права интеллектуальной собственности в случае, когда есть обоснованное основание подозревать совершение нарушения требований законодательства в сфере интеллектуальной собственности;
  4. проводить проверку и изымать, в случае необходимости, у субъектов хозяйствования, на период до решения вопроса в судебном порядке, носители, которые содержат объекты права интеллектуальной собственности;
  5. проверять любые документы, в том числе расчетные, подтверждающие соблюдение законодательства по вопросам интеллектуальной собственности;
  6. требовать, с целью обеспечения защиты интересов субъекта права интеллектуальной собственности, прекращения нарушения или совершения действий, которые могут привести к нарушению законодательства по вопросам интеллектуальной собственности;
  7. с целью прекращения выявленных нарушений законодательства по вопросам интеллектуальной собственности и производства, экспорта, импорта дисков, привлекать в установленном порядке к проведению проверок представителей контролирующих и правоохранительных органов, представителей субъектов авторского права и / или смежных прав или уполномоченных ими лиц, а также экспертов по интеллектуальной собственности;
  8. поднимать перед уполномоченными органами вопрос о привлечения юридических и / или физических лиц к ответственности за нарушение законодательства по вопросам интеллектуальной собственности, в частности в процессе производства, распространения, проката, хранения и перемещение дисков и матриц;
  9. предоставлять в установленном порядке заключения о правомерности использования объектов права интеллектуальной собственности.

Компаниям и другим проверяемым субъектам запрещается совершать любые действия, препятствующие проведению проверки государственным инспектором. Согласно п.19 Положения, любое промедление с проведением проверки, связанное с ограничением доступа государственного инспектора в помещения субъекта хозяйствования (в том числе лицензированных), объектов права интеллектуальной собственности, включая диски и матрицы, и соответствующих документов, является основанием для применения предусмотренных законом мер, в том числе специальных, с привлечением работников органов МВД, СБУ или ДПС.

Нарушения со стороны проверяющих лиц

Как проводятся проверки лицензионности ПО

Ответственность за невыполнение предписаний законодательства

Уголовно наказуемым на данный момент является только незаконное использование знака для товаров и услуг, фирменного наименования, указания на происхождение товара (ст.229 Уголовного кодекса Украины). При этом на практике уголовная ответственность применяется не часто, но не стоит пренебрегать рисками, связанными с похожими или тождественными торговыми марками или знаками.

Кроме этого, неудовлетворительные результаты проверки впоследствии могут стать причиной наложения штрафа в рамках ответственности за административный проступок, предусмотренный ст.51-2 Кодекса об административных правонарушениях:

«Незаконное использование объекта права интеллектуальной собственности (литературного или художественного произведения, их исполнения, фонограммы, передачи организации вещания, компьютерной программы, базы данных, научного открытия, изобретения, полезной модели, промышленного образца, знака для товаров и услуг, топографии интегральной микросхемы, рационализаторского предложения и т.п.), присвоение авторства на такой объект или другое умышленное нарушение прав на объект права интеллектуальной собственности, охраняемой законом, – влечет наложение штрафа от десяти до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией незаконно изготовленной продукции и оборудования и материалов, предназначенных для ее изготовления (если такие имеются)».