Как продаются ПК?

2 ноябрь, 2009 - 16:37Євген Куліков

Традиционно наибольшие продажи персональных компьютеров приходились на вторую половину года, особенно на Back to School и предновогодний сезон. Как обстоят дела со сбытом настольных ПК в нынешнем году, рассказывают представители розничных сетей и сборщики.

Дмитрий Король

коммерческий директор компании «Версия-Системс»

Как продаются ПК?

На показатели третьей четверти прошлого года кризис практически не оказал влияния: в сентябре торговые сети еще активно делали закупки в надежде на Back to School, был традиционный для второго полугодия подъем в корпоративном сегменте. В этом же году рынок уже полностью работает в новых реалиях – розница берет только то, что гарантированно сможет продать – мелкими партиями, но чаще. Государственные закупки существенно сократились, поэтому в корпоративе спрос сместился в сторону коммерческих структур. В итоге результаты III квартала были вдвое хуже прошлогодних. Однако относительно второй четверти продажи выросли в 4 раза. План на III квартал недовыполнен нами лишь на 10–15%, да и то исключительно по причине дефицита комплектующих, из-за которого компания не смогла в полной мере удовлетворить имеющийся спрос.

За год мы рассчитываем реализовать более 30 тыс. ПК – это меньше по сравнению с 2008 г., но учитывая нынешнее падение рынка, больше в доле.

Сезонность продаж сохраняется, но всплески становятся менее выраженными. Если до кризиса покупку ПК традиционно приурочивали к началу учебного года, Новому году или окончанию срока действия бюджетов в корпоративном сегменте, то сейчас техника приобретается, когда есть деньги.

Чаще стали покупать ПК стоимостью до $350 – на данную категорию приходится до 70% продаж. Это и розничные сети, и регионы, и корпоративный рынок, который всегда предпочитал «разумную достаточность».

Самый важный фактор сегодня – общая экономическая ситуация. Она диктует и спрос, и возможности сборщиков. Ведь цикл от поставки комплектующих до реализации компьютера довольно длительный, что порождает потребность в оборотных средствах и зависимость от импорта. А поскольку технику многие потребители не считают предметом первой необходимости, то для роста рынка нужен определенный уровень стабильности и благосостояния. Будем надеяться, что в 2010 г. такие условия сложатся.

Анатолий Балюк

председатель правления ООО «Diawest-Комп'ютерний світ»

Как продаются ПК?

По сравнению с показателями 2008 г. продажи ПК в III квартале снизились примерно на 60% в долларовом эквиваленте. Впрочем, отрицательная динамика характерна для всего ИТ-рынка. Между тем относительно II квартала сбыт вырос более чем в полтора раза. Будем надеяться, что эта положительная тенденция сохранится.

Наиболее востребованными с долей в продажах свыше 35% являются персональные компьютеры ценового диапазона $300–400. За ними с незначительным отставанием следуют устройства дороже $400. Остальные 30% соответственно приходятся на десктопы дешевле $300.

В нынешнем году на рынок оказывают влияние преимущественно те же факторы, что и в конце прошлого: нестабильность национальной валюты и низкая платежеспособность. Шок от начала кризиса у населения слегка прошел, однако добавились проблемы с дефицитом товара у поставщиков и задержками на таможне. Оживление потребительского кредитования было слабым и на продажах существенно не отразилось. Поскольку вопрос с товарным наполнением постепенно налаживается, одним из важнейших факторов, влияющих на развитие рынка в ближайшей перспективе, будет состояние гривны.

Юрий Зонюк

генеральный директор компании K-Trade

Как продаются ПК?

Относительно второго квартала в третьем продажи ПК BRAVO выросли на 200%. Мы связываем это с активизацией работы розничных сетей. Однако если сравнивать с аналогичным периодом 2008 г., то падение составило около 50%. Причина этого – существенное снижение потребительского спроса на всю персональную технику и электронику.

Несмотря на высокие показатели продаж BRAVO в третьей четверти в целом, больший объем пришелся на август, а не на сентябрь. То есть осенью особого всплеска не наблюдалось. Полагаю, что и в предновогодний сезон значительного роста рынок также не продемонстрирует. Мы прогнозируем, что до конца года в Украине будет продано 400–450 тыс. персональных компьютеров.

Наибольшую долю по итогам минувшего квартала заняли ПК среднего ценового сегмента. В целом же структура наших продаж выглядит следующим образом: до $250 – 6%, $250–350 – 27%, $350–450 – 48%, от $450 – 19%.

В ближайшей перспективе ситуация будет зависеть исключительно от общеэкономического состояния в стране и покупательной способности. Если говорить о тенденциях, которые обозначат развитие рынка ПК и в 2010 г., то следует ожидать уменьшения его объемов, сокращения средней стоимости единицы товара и активизации мелких сборщиков.

Николай Коломоец

руководитель отдела внешней аналитики компании Unitrade Group

Как продаются ПК?

По нашим данным, за три квартала текущего года в Украине реализовано 300 тыс. стационарных ПК, что на 56,8% ниже показателей 2008 г. Подобные результаты были в общем-то предсказуемы, поскольку в условиях нестабильности потребители экономят на товарах не первой необходимости.

Сезонность продаж теперь имеет менее выраженный характер, и значительного прироста в осенне-зимний период, как это бывало в 2006–2007 гг., ожидать не приходится. В IV квартале, по нашим прогнозам, будет реализовано около 90 тыс. настольных ПК и 130 тыс. ноутбуков – соответственно на 47 и 26% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Потребительский спрос практически по всем товарным группам сместился в бюджетный сегмент. Так, если в минувшем году на персональные компьютеры стоимостью менее $400 приходилось только 30% продаж за три квартала, то в этом их доля выросла до 56%.

К тому же все активнее происходит вытеснение стационарных компьютеров портативными. Мы полагаем, что уже к концу 2009 г. доля первых уменьшится до 40–43% (для сравнения: в 2008 г. – 54%, в 2007 г. – 70%). По итогам года продажи ноутбуков впервые превзойдут сбыт настольных ПК.

Важным событием для отечественного рынка ПК я считаю активный выход таких А-брендов, как, скажем, Acer и HP. Кроме того, стоит отметить, что в борьбу за долю в скором времени включится новый игрок – так называемые компьютеры all-in-one. Пока что такие устройства у нас не слишком распространены, но ситуация может быстро измениться.

Александр Костюк

директор департамента компьютерных систем компании «Навигатор»

Как продаются ПК?

Продажи настольных ПК в III квартале у нас составили порядка 60% от показателей за аналогичный период прошлого года. Соотношение по ноутбукам и серверам – 122 и 47% соответственно. Мы ожидали несколько большего падения по десктопам и меньшего – по серверам. Тем не менее мы активно поработали с розницей, реализовали ряд крупных проектов в корпоративном сегменте и получили хороший результат. Что касается лэптопов, то на фоне общего их дефицита в стране и снижения цен активизируется спрос на продукцию TM Impression.

Сезонность по-прежнему сохраняется и даже усиливается. Так, за III квартал компания продала почти вдвое больше настольных ПК, чем за все первое полугодие. Если не случится новых экономических потрясений, думаю, что в нынешнем году в Украине может быть реализовано 600–650 тыс. десктопов, что на 50% меньше, чем в прошлом. При этом мы планируем вернуть свои докризисные 8% рынка и нарастить их в 2010 г. до 10%.

Из-за практически полного отсутствия потребительского кредитования в розничных сетях спрос на настольные ПК сместился в сегмент 3–3,5 тыс. грн. Около 80% сегодня составляют продажи компьютеров стоимостью 2,5–3,5 тыс. грн.

Помимо проблем с кредитами, негативное влияние на рынок оказывают растущая безработица в стране и общее сокращение доходов населения. На корпоративный сегмент существенно повлияло постановление Кабмина Украины о введении моратория на госзакупки компьютерной техники. В следующем году, при условии нормализации экономической ситуации, возможен рост рынка за счет реализации отложенного спроса. Причем первым, уже в I–II кварталах, оживится корпоратив.