Как оценить эффект от внедрения аналитического приложения?

25 октябрь, 2011 - 17:20Александр Кучерук

Одним из основных вопросов при принятии решения: покупать аналитическую систему (приложение) или еще поборемся врукопашную с верным Excel, встает вопрос: а как оценить эффект о потраченных денег?

Именно потраченных... редко когда слышал слово «инвестиция» по отношению к ИТ проектам вообще и по отношению к аналитике в частности.

Понятно, что за годы работы и в ходе реализованных проектов удалось создать методологию количественной оценки эффекта для многих аналитических задач для банков:

  • прогнозирование ликвидности
  • автоматизация маркетинга
  • клиентская сегментация
  • оценка взыскания просроченной задолженности
  • и др.

И в ходе анализа стоящих задач почти всегда приходится сделать и анализ ROI для таких проектов, НО:

1. Почти всегда слышу: «Ваша методология хороша для развитых рынков, а у нас в Украине/России, свои особенности....», или « Для того чтобы собрать данные, необходимые для предлагаемой оценки, нам потребуется так много времени и сил, что мы это точно не сможем сделать в условиях постоянного недостатка ресурсов...». или «Вы предполагаете, что после внедрения приложения результирующие цифры будут такие то..., а что нам делать, если мы не сможем достичь этих результатов даже с таким приложением, это значит, что мы не окупим затраты?» и прочие предположения подобного пессимистического содержания.

2. Когда же цифры не вызывают сомнения и концептуально принимаются, то встает другой аргумент: «ну получим мы эти данные в 10 раз быстрее и в 10 раз точнее с затратами в 10 раз меньшими, а что нам дальше делать? Где найти таких аналитиков/исполнителей/менеджеров/... которые смогли бы воспользоваться этими преимуществами и осуществить прорыв в нашем бизнесе с помощью полученных новых знаний?

3. Когда же и потенциальная достижимость результатов не вызывает сомнения, и молодой, задорный, активный персонал имеется, у потенциального заказчика возникает вопрос: «а где нам найти ресурсы для того чтобы реализовать те возможности, которые дает это новой знание?» Видимо опасаясь, что руководство так просто в расчеты не поверит и заставит принять личную ответственность за потраченные деньги. А кому оно надо?

И начинаешь задумываться, а нужна ли аналитика? Нужны ли новые знания? Нужны ли новые возможности?

Или может быть нужны другие способы предварительной оценки эффективности?

Или нужны другие, не только финансовые расчеты и доводы?