Как конструировали пиво

26 февраль, 2016 - 17:45Александр Черников

Если вы не любили аналитику прежде, то, возможно, полюбите ее теперь. Наконец-то большие данные показали свою полезность в мире реальных вещей. Искусственный интеллект IBM Watson, который в последние годы осваивает все новые области, создал для любителей пива новый неповторимый сорт.

«Вы любите ли сыр?» – спросили раз ханжу,
«Люблю», – он отвечал, – «я вкус в нем нахожу».
Козьма Прутков, «Эпиграмма №1», 1854 г.

Об этом уникальном явлении в феврале не преминули упомянуть многие (и самые различные) сетевые медиа, – в том числе, конечно, и ИТ-ресурсы, которые в какой-то степени могут гордиться своей причастностью.

Британское агентство цифрового маркетинга Havas Helia создало принципиально новое пиво «0101», по рецепту, который был получен в результате обработки большого количества информации о пиве. Впрочем, если переложить двоичную систему в десятичную, то получится привычная «Пятерочка».

Как конструировали пиво

Мелким шрифтом на каждой бутылке «цифровой пятерочки» гордо указано – «сварено по данным» (brewed by data)

Во второй половине 2015 г. Havas Helia поставила себе целью создать пиво, которое бы вселяло в человека оптимизм, связанный с началом нового года.

Работа началась с выявления в социальных медиа эмоциональных ключевых слов, наиболее часто употребляемых людьми в новогодних поздравлениях. Их набралось несколько тысяч. Затем на их основе были определены 24 эмоциональных состояния людей.

Далее были идентифицированы 38 положительных эмоций, связанных с Новым Годом. Среди них было изумление, ожидание, великодушие, снисходительность, волнение, счастье, радость, любовь, хорошее настроение и т.д.

Затем наступил черед поработать искусственному интеллекту. Технология Alchemy, купленная IBM у компании AlchemyAPI (сегодня ее использует IBM Watson), позволила проанализировать 2800 рецептов пива, используя перечни их компонентов, данные дегустации и обзоры в средствах массовой информации и специальных изданиях.

Теперь нужно было решить следующую задачу – составить на основе машинного анализа и полученных данных тот «единственный и неповторимый» рецепт, который вызывал бы у употребившего пиво «0101» самые новогодние эмоции.

Здесь понадобился сервис Watson Personality Insights, с помощью которого рецепты были классифицированы на пиво «напористое», «дружественное», «интеллектуальное», «полное оптимизма», и т.д.

На заключительном этапе были отобраны десять рецептов, которые, по мнению IBM Watson, в наибольшей степени соответствовали идентифицированным положительным новогодним эмоциям. Их проанализировали на общие компоненты, – и в результате родилось высокотехнологичное пиво «0101».

Полный рецепт держится в секрете, но известно, что в него входит мед и два вида хмеля – Nelson Sauvin и Hallertauer. «Мед нужен для любви и жизнерадостности, Nelson Sauvin – для оптимизма, воображения и решительности, а Hallertauer – для волнения и эмоций», – объясняет веб-сайт пива.

«Наше пиво варилось в сотрудничестве с компанией High Peak Brew, независимым микропивоваренным заводом в Скалистом краю (Peak District). Мы приняли решение работать с ними, потому что их варево принципиально не улучшается искусственно всякими добавками и не фильтруется. Это означает, что мы получили самый близкий вкус к тому, что нам показал анализ данных.

Наш результат – «крем-эль с прекрасным вкусом» (a fine tasting cream ale). Он выпущен ограниченным тиражом, всего 500 бутылок. Так каков на вкус 2016 г.? Оптимизм. Любовь. Воображение. Добавьте нежный подтекст волнения с легкими тонами интеллекта, и пейте со всем этим любое пиво весь год. Если хотите, откройте бутылку прямо сейчас, напишите нам о ваших чувствах и добавьте их к нашей истории».

Ну что тут можно сказать?

Прецедент получился хороший и важный. Он знаменует возвращение человечества из эпохи «еды вообще», фастфуда и прочих «на бегу» к восхитительному празднику вкуса. В средние века в этом хорошо понимали.

Видимо, IBM Watson ожидает нешуточная загрузка по анализу мировой кулинарии и синтезу невиданных ранее рецептов класса «пальчики оближешь». А пиво… Что пиво? Все зависит от того, как и зачем его пить – ведрами, или «вкус в нем находя», как выразился Козьма Прутков.