…как Гартнер в облаках

5 апрель, 2011 - 10:12Александр Черников

Первое, что я хотел сказать – что сегодня все стали разбираться в Cloud Computing не хуже, чем мужчины в футболе, выпивке и женщинах. Второе – Gartner Group тоже чувствует себя в облаках, как рыба в воде.

1. В чем сила, брат?

« – Теперь вся сила в гемоглобине. Сказав это, «Пьер и Константин» умолк. Замолчали и горожане, каждый по-своему размышляя о таинственных силах гемоглобина».

И. Ильф, Е. Петров. «Двенадцать стульев»

Я довольно прохладно отношусь к очень, очень многочисленным публикациям по облачным вычислениям – в которых, как многим кажется, и заключается сегодня вся сила. К сожалению, это модно и от этого возникает, как говорят в радиотехнике, белый шум – во всех диапазонах и с одинаковой интенсивностью.

Егор Гребнев из московского CNews, единомышленником которого являюсь и я, только что, 28 февраля, опубликовавший статью «Стоит ли ждать конца «облачной лихорадки»?», имхо совершенно справедливо утверждает: «нынешняя популярность облачных вычислений во многом обусловлена завышенными надеждами». Не поленитесь прочесть его статью полностью как вступление к сегодняшней теме.

2. Гипоцикл Гартнера

«...Изобретатель работал три дня, и из его рук вышел «бицикл Бабского»»

И. Ильф, Е. Петров. «Светлая личность»

Егор обращает внимание на то, что применяемая уже в течение ряда лет методика Gartner Group Hype Cycle for Emerging Technologies очень неплохо подтверждает высказанную им точку зрения.

Gartner Group ввела Hype Cycle в 1995 г. как характеристику типичного человеческого восприятия новых технологий, от сверхэнтузиазма через период разочарования к пониманию реальной уместности технологии и ее роли на рынке и/или в определенном секторе IT.

Давайте не будем привычно иронизировать по поводу прогнозов Гарнера, а во избежание разнотолков сначала выясним русский эквивалент понятия Hype Cycle.

Существительное Hype: обман, надувательство, обработка покупателей, беззастенчивая реклама.

Глагол Hype: облапошивать, надувать, крикливо рекламировать. Отечественный эквивалент Hype Cycle, видимо, лучше всего передается пословицами: «Бачили очи, що купували» и «Сколько веревочке не виться…». Проще говоря – все захотели, все купили, а потом почти все выбросили.

Более наукообразно по поводу Hype Cycle выражаются профильные издания: «цикл завышенных ожиданий» или, более смело, «цикл ажиотажа». На мой взгляд, в целом понятно.

Некоторые авторы популярных статей, видимо, имея в виду, что конечные значения интереса к новым технологиям лежат значительно ниже их звездного периода обещаний, называют кривую «гипоциклом Гартнера». Ну давайте и мы будем называть ее ГГ.

В завершение этого раздела сошлемся еще на два достаточно серьезных источника (ссылка 1, ссылка 2), комментирующих статью в №9 за 2004 г. немецкого журнала Bild der Wissenschaft, где и была представлена двугорбая кривая ГГ.

…как Гартнер в облаках

В этих источниках подробно описаны идеи, лежащие в основе ее построения и использования. Статью о ГГ можно найти и в википедии. Вот рисунок из нее

…как Гартнер в облаках

Справедливости ради из этой статьи следует привести и критические высказывания о ГГ – то, что это, собственно, не цикл; что результат применения непосредственно не зависит от природы используемой технологии, что ГГ не отражает долговременные изменения, наконец, что это вовсе ненаучно. Кроме того, утверждается, что цикл не имеет никакой реальной пользы для развития или маркетинга новых технологий и просто комментирует существующие ранее тенденции.

Для желающих окончательно разобраться с ГГ можно рекомендовать еще две ссылки: первая, вторая.

Итак имеем два тезиса: 1. Нынешние ожидания от перехода на облачный компьютинг завышены и 2. Существует метод, который позволяет это наглядно показать, хотя его и критикуют. Если вы согласны с ними, то двинемся далее.

3. Умеренный прогресс в рамках законности

Как известно, одним из предвыборных обещаний Партии умеренного прогресса в рамках законности (ее придумал Ярослав Гашек, пародируя идиотизм на выборах 1916 г. в Чехии) было обещание подарить каждому проголосовавшему за нее, карманный аквариум. Т.е., назначение настоящее, а масштабы – незначительные. Создается впечатление, что с облачными вычислениями картина (во всяком случае, пока) обстоит именно так.

Нас будут интересовать только три последних ГГ, поскольку даже на графике от июля 2007 г. облачный компьютинг еще не упоминается.

ГГ за 2011 г. пока не вышел, а в 2008-10 гг. картина была следующей (цитаты из отчетов Gartner Group).

…как Гартнер в облаках

…как Гартнер в облаках

…как Гартнер в облаках

Июль 2008 г.: СС достигнут плато через два-пять лет. Поскольку компании стремятся потреблять IT-сервисы наиболее рентабельным способом, число сервисов возрастает согласно спросу – вычислительная мощность, системы хранения, корпоративные IT берутся из облака, а не из локального оборудования. Рынок выглядит перспективным, на него выходят многие компании и в сегменте царит беспорядок, который продолжится еще несколько лет. Рынок СС будет поделен между крупными корпорациями, которые разворачиваются не слишком поспешно, но основательно и рядом нишевых игроков. СС покажут себя прежде в потребительском мире, и только потом в корпоративных IT.

Август 2009 г. Технологии, которые находятся на пике больших (или «дутых») ожиданий – Technologies at the Peak of Inflated Expectations – СС, электронные книги и интернет-телевидение. Gartner Group пишет, что, «исходя из реальной выгоды, а не раздутых ожиданий», можно назвать ряд трансформационных технологий, которые станут господствующей тенденцией менее, чем через пять лет – Web 2.0, СС, интернет-телевидение, виртуальные миры и SOA.

Далее повторяется слово в слово аргумент прошлого года о том, что предприятия стремятся к наиболее рентабельным IT. И, наконец, признается, что уровень обещаний каждого поставщика СС «оглушительный», причем у каждого из них своя стратегия продвижения СС, например, частные облака или гибридные подходы.

Октябрь 2010 г. Наиболее обсуждаемые технологии на пике ожиданий – частные СС, совершенствование виртуальной реальности, медиа-планшеты, беспроводное электропитание, трехмерные ЖК-телевизоры и дисплеи, в то время как классические СС и cloud/Web платформы преодолели пик интереса к ним и скоро испытают все прелести разочарования пользователей. И повтор прошлого года – о том, что медиа-планшеты, СС и cloud/Web платформы станут господствующей IT-тенденцией в течение ближайших пяти лет.

4. Три года над пропастью

Итак, судя по Gartner Group, сразу высоко взлетев, облачные вычисления сейчас с большим трудом преодолевают пик больших ожиданий. Это значит, что, во-первых, они почти топчутся на месте, а, во-вторых, сейчас перед ними разверзается пропасть разочарований, которую они преодолеют, судя по взятым темпам, как раз за те самые лет пять, которые отведены им на взросление. Думается, что компании убили три прошлые года исключительно на повышение mindshare потенциальных пользователей СС, т.е., на формирование позитивного восприятия этой технологии.

Любопытно, что среди океана восторгов по поводу СС в профильных медиа, я ни разу не встретил хотя бы отголосок того, о чем (хоть и вскользь) упомянула сама Gartner Group: что вначале СС будут осваиваться не в корпоративном, а в любительском сегменте. Но это – уже другая история и я изложу ее в следующей публикации.

А пока – я жалею, что не слишком заметным прошел блог Игоря Паламарчука о постоблачной оптимизации будущего. Да и обсуждение там было хотя и не слишком по теме, но достаточно бурным и аргументированным. Я хочу сказать, что, возможно, период повального увлечения СС пройдет как детская болезнь – быстро и почти не оставив осложнений. И постоблачная эпоха наступит гораздо быстрее, чем нам кажется.