Как быть успешным ангелом

4 июнь, 2010 - 09:46Денис Довгополый

Хотел написать пост про ошибки бизнес-ангела, но в итоге решил оформить его просто в виде рекомендаций. Технологический бизнес — это соединение трех стихий: предпринимательского таланта, технологии и инвестиций. Предприниматели ищут в свой проект не столько деньги, сколько партнера, который профинансирует проект. Поэтому я не буду рассказывать, как отбирать стартапы, как получать заявки, как проводить due diligence. Расскажу, как показать себя надежным партнером и сэкономить свое и чужое время.

Если мы говорим об успешных предпринимателях, то они чаще всего делают домашнюю работу, прежде чем искать контакта с конкретным инвестором. Если стартаперу не удастся получить более или менее вменяемую информацию об ангеле, то он будет искать деньги в другом месте, а такой ангел получит поток слабых проектов, а все самые «вкусные» сделки пройдут мимо него.

Есть разные стратегии PR для ангела, чаще всего они включают следующие элементы:

  • интервью в деловой и специализированной прессе (журналы, сайты, ТВ);
  • выступления на конференциях, участие в отраслевых событиях;
  • упоминание имени в пресс-релизах, публикуемых проинвестированными компаниями.

Для того, чтобы иметь хорошую репутацию на этом рынке, стоит определить для себя и сделать публичной всю (или часть) инвестиционную стратегию. Она позволит предпринимателю понять, может ли данный ангел инвестировать в данный проект. Если нет, то не тратится время. Основные параметры стратегии:

  • сумма инвестиций в один проект. Чаще всего она не меньше 20 тыс. долл., но редко бывает больше 100 тыс. долл.;
  • планируемое количество сделок в год (чаще всего это 3);
  • сумма, которую инвестор готов потратить на инвестиции (обычно ангел выделяет от 1 до 2 млн долл. на формирование портфеля на период от 2 до 5 лет);
  • отрасль, тематика, бизнес-модели, в которые предпочитает инвестировать ангел. Обычно это связано с предыдущим опытом; если же такового нет, то все равно хорошо бы нарисовать фокус, даже если он будет «размытым», фокусировка в этом бизнесе очень важна — как для предпринимателя, так и для инвестора;
  • отношение к синдицированным сделкам (если проекту нужно 300 тыс., а инвестор не инвестирует больше 100 тыс. в одну компанию, то несколько ангелов могут вместе дать требуемую сумму);
  • требования к проекту: стадия развития, масштабность (стоимость продажи компании может быть как 1 млн, так и 100 млн – это разные проекты, и они требуют разных инвестиций и разных подходов в построении компании);
  • чем ангел может помочь компании (можно оказать помощь в доступе к клиентам, выработке стратегии, контактам людей в отрасли и др.). Если кроме денег ангел ничего не может дать, то лучше ничего не выдумывать;
  • существующий портфель сделок (чтобы исключить конфликт интересов);
  • контакты с институциональными инвесторами (чаще всего ангельские инвестиции — только первые из нескольких раундов) и помощь в привлечении последующих инвесторов была бы очень хороша стартапу.

Четкая позиция по таким вопросам может сэкономить много времени, если мы говорим о «сильных» предпринимателях, то они не будут тратить время на инвестора, который не даст в итоге деньги. А предпринимателю проще всего сделать такой анализ. Такая стратегия не защищает от нашествия «пионеров», но у каждого инвестора складывается своя стратегия по отсечению таких людей.

Мы помним, что к инвестору самые хорошие сделки приходят из нетворка. А нетворк надо строить. Мы помним, что в первую очередь инвестор инвестирует в людей. А это значит, что если один сильный предприниматель порекомендует другому обратиться к ангелу, то это и будет лучший PR. А отсюда выходят рекомендации:

  • всегда старайтесь встретиться с предпринимателями, которые могут сейчас или позже принести хороший проект;
  • на таких встречах всегда должно быть движение в две стороны. Если вам рассказали о проекте, то постарайтесь дать максимально полезный фидбек. Начиная от продукта и рынка, заканчивая рекомендациями обратиться к другим ангелам, которым может быть интересна эта сделка;
  • сотрудничайте с другими ангелами, чтобы иметь возможность брать у них их «непрофильные сделки», коинвестировать с ними;
  • старайтесь иметь хорошие отношения с фондами. Часто бывают ситуации, когда фонду нравится проект, но еще слишком рано в него входить, тогда они могут порекомендовать одного или нескольких ангелов.

В общем ничего нового, но в с начала этого года мне посчастливилось пообщаться с двумя десятками разных ангелов, которые думали, с чего им начать движение в направлении карьеры профессионального инвестора ранних стадий.

 

Как быть успешным ангелом