Экскурсия в будущее по версии Philips

6 декабрь, 2006 - 17:25Сергей Митилино

В конце октября компания Philips пригласила группу европейских журналистов в Эйндховен – город, являющийся родиной корпорации. Целью поездки стало посещение лаборатории ExperienceLab, изучающей взаимодействие человека с технологиями в повседневной жизни.

Экскурсия в будущее по версии Philips
Дух инноваций отразился даже на архитектурных решениях в кампусе Philips

Фактически здание исследовательского центра представляет собой среду, наполненную инновационными продуктами и системами: своего рода игровую площадку для инженеров и ученых. Под единым брендом скрывается несколько отдельных лабораторий, посвященных «умному дому» (HomeLab), жизни людей в возрасте или с проблемами здоровья (CareLab) и торговле (ShopLab). Заметим, что во многих случаях устройства и технологии, которые нашли применение в экспериментальных прототипах, созданы не Philips. Новизна, как правило, заключается в идеологии, воплощенной в комбинации уже существующих разработок.

Помещения CareLab в буквальном смысле нашпигованы датчиками, фиксирующими большинство параметров, относящихся к жизнедеятельности человека. Например, исследователи компании научились выявлять больных диабетом по характерной походке с помощью сенсоров, установленных в обуви. Многие болезни удается диагностировать, фиксируя частоту посещения кухни или туалетной комнаты. Кстати, из этических соображений ученые предпочитают не использовать видеокамеры.

Один из центральных экспонатов, который можно было увидеть в CareLab – smartBed. Эта кровать оснащена множеством чувствительных элементов, позволяющих отслеживать ряд жизненных параметров человека. При этом, в отличие от традиционных подходов, нет необходимости обвешивать пациента десятками датчиков. Большинство показателей снимается дистанционно. Так, система способна сделать вывод о проблемах с сердцем лишь по характеру дыхания, и включит освещение, если среди ночи человек неожиданно поднимется на ноги. Монитор, расположенный у изголовья, выдает различную информацию, которая дает возможность лишний раз не вставать, чтобы проверить, закрыты ли окна и двери в доме.

Компьютер, контролирующий квартиру в целом, способен выявить и скорректировать ряд нежелательных для пользователя ситуаций. Простой пример: если одновременно открыты окно и входная дверь, он предполагает, что возник сквозняк, и автоматически закрывает дверь.

Экскурсия в будущее по версии Philips
Осветительные приборы в CareLab не дают резких теней, а также способны эмулировать естественный свет в различное время суток
Экскурсия в будущее по версии Philips
В интерактивной витрине даже стекло в любой момент может превратиться в сенсорный дисплей

Даже освещение в CareLab обеспечивается специальными лампами, которые генерируют яркий, но рассеянный свет, не дающий четких теней или бликов. Кроме того, лампа излучает в широком спектре, сочетающем теплые и холодные оттенки в правильном соотношении. Хорошее освещение чрезвычайно важно для пожилых людей с ослабленным зрением.

В ShopLab специалисты сконцентрировались на изучении поведения типичного покупателя. Один из главных объектов здесь – интерактивная «интеллектуальная» витрина DreamScreen, определяющая с помощью видеокамер местоположение человека. Соответственно, подсвечивается продукт, напротив которого остановился покупатель. Более того, система может отследить направление вашего взгляда и осветить именно интересующий вас в данный момент объект. Также сотрудники лаборатории продемонстрировали интерфейс, проецируемый на прозрачную голографическую фольгу, наклеенную на стекло витрины. Фольга изменяет направление падающих на нее лучей, что дает возможность устанавливать проектор вне поля зрения покупателя. Управление курсором осуществляется посредством любого предмета, который лишь необходимо поднести к стеклу. Аудио воспроизводится с использованием технологии позиционирования звука. Поэтому в идеале несколько человек, находящихся перед одной витриной, будут прослушивать каждый свою информацию или музыку. Тут стоит отметить, что хотя концепция и впечатляющая, реализация ее пока не оптимальна, и звуковые волны распространяются на довольно большое расстояние от точки фокуса.

Экскурсия в будущее по версии Philips
Система управления цветом и освещением в действии – вы можете черпать вдохновение буквально отовсюду
Экскурсия в будущее по версии Philips
Экскурсия в будущее по версии Philips
С помощью цветового сканера и светодиодных панелей освещения можно в считаные мгновения преобразить декор магазина
Экскурсия в будущее по версии Philips
«Волшебный» демонстрационный стенд меняет подсветку, считывая окраску продукта, который в него поместили

За витриной находится небольшой демо-магазин по продаже одежды. Здесь изучают возможности системы управления цветом – IILA (Intuitive Interaction for Lighting Atmospheres). Например, манипулируя мобильным сканером LightWand, сотрудник в считаные минуты может изменить подсветку стеллажей, дистанционно модифицируя декор магазина в соответствии с доминирующим цветом «новой» коллекции женских платьев.

В современном магазине нашлось место и для других технологий. Речь о системе под названием Saint, которая представляет собой хитроумную комбинацию из беспроводных датчиков AquisGrain, OLED с изменяемым цветом, фокусом и направлением луча (Active Beam Manipulation Project), контролируемых посредством описаний на макроязыке «цветовой разметки». Saint призвана отслеживать поведение посетителей. Маркетологи давно указывают на важность зоны отдыха в любом магазине, который стремится достичь наибольшей эффективности, ведь зачастую скучающие мужья или жены не позволяют довести процесс покупки своему спутнику до успешного завершения. Детектировав подобную ситуацию по характеру передвижения людей, Saint предложит какой-то из вариантов решения возникшей ситуации, например, подсветит спасительный диванчик, а затем, столь же деликатно, изменит освещение в зависимости от того, возьмете ли вы со столика журнал или просто откинетесь на спинку, чтобы отдохнуть.

Отдельные презентации были посвящены запатентованным технологиям, разработанным Philips. Одна из них – Active Beam Manipulation. С помощью тонкого слоя жидких кристаллов голландские инженеры научились динамически фокусировать световой луч, а также менять его направление. Среди достижений следует упомянуть органические LED с высоким КПД и длительным временем работы. Нанесенные на гибкий прозрачный субстрат, они могут быть использованы для декорирования любой криволинейной поверхности, скажем, корпуса автомобиля. К сожалению, пока детальная информация об этих технологиях недоступна, а патенты закрыты для публичного ознакомления.

Беспроводная сеть датчиков AquisGrain также является собственной разработкой Philips и заслуживает отдельного рассмотрения, поскольку область ее применения гораздо шире, нежели те примеры, которые мы наблюдали в ExperienceLab. Наиболее благодатная почва для использования такого рода систем – телемедицина, где необходимо дистанционно контролировать различные физиологические параметры (давление, температуру и т. д.). Радиоинтерфейс сенсоров основан на стандарте 802.15.4, предназначенном для сетей класса PAN (Personal Area Network). Он уже стал базой для ZigBee – упрощенного набора высокоуровневых протоколов. Авторы этих спецификаций сосредоточили усилия на максимальной простоте схемотехники и минимальном энергопотреблении при достаточной функциональности. Однако ZigBee относится к коммерческим продуктам, и даже чтобы просто ознакомиться с документацией, нужно заплатить определенную сумму. Возможно, это стало одной из причин, почему в Philips было принято решение создать AquisGrain.

В ходе многочисленных экспериментов выяснилось, что дальность связи между узлами 802.15.4, даже при размещении датчиков в непосредственной близости от человеческого тела, составляет не менее 3 м. Наибольшую же опасность для AquisGrain (16 каналов, 2400–2483 MHz) представляют беспроводные сети стандарта 802.11b. Однако благодаря несколько иному диапазону частот интерференции удается избежать.

Стандарт 802.15.4 предусматривает две возможные топологии организации сети: «звезда» или «точка-точка» (в обоих случаях один из узлов служит «координатором»). Но поскольку он охватывает только два нижних уровня в иерархии сети (PHY и MAC), детали логической реализации не прописаны. На этом этапе вступают в действие «правила игры», определяемые конкретной технологией, каковой и является AquisGrain.

Следующий этап – посещение HomeLab, где компания в условиях, приближенных к реальности, отрабатывает различные технологии, связанные с популярной сегодня концепцией «умного дома». Один из примеров инноваций, которые, по словам представителей Philips, можно коммерциализировать уже завтра, – «Wireless charging pad». На это зарядное устройство, выполненное в форме коврика, достаточно просто выложить все ваши портативные приборы, требующие подзарядки. Передача тока осуществляется с помощью индукции. Таким образом можно будет избавиться от путаницы с нестандартными разъемами, кабелями и тяжелыми блоками питания.

В области домашних развлечений Philips предлагает систему Edit While Watching. Уже на этапе загрузки видеозаписей в компьютер они автоматически разбиваются на фрагменты, которые затем дополняются подходящим саундтреком и монтируются с учетом правил профессионального кинематографа. Получается своеобразный видеодайджест.

Дальнейшее развитие получила и идея Ambilight. В новой системе amBX, помимо визуальных цветовых эффектов, ориентированных на зрительное восприятие, задействованы также обоняние, осязание и слух. Механические актуаторы срабатывают согласно специальному сценарию, сопровождающему видеопродукт (фильм, телепрограмму, шоу).

И, наконец, несколько слов о LAGOM. В Philips оригинально подошли к проблеме музыкального сопровождения для дружеской вечеринки: создана док-станция с несколькими USB-портами, позволяющая стыковать флэш-диски с аналоговыми стереосистемами. По идее, гости смогут приносить на флэш-носителях свои музыкальные коллекции, а система автоматически скомпонует из них дискотечный микс. Для того чтобы конечный плей-лист звучал гармонично, используется технология LikeMusic, являющаяся аналогом проекта Music Genome Project (интернет-радио www.pandora.com)

Выше описаны лишь немногие, но, пожалуй, наиболее значимые проекты, находящиеся в процессе разработки в ExperienceLab. Конечно же, очень сложно рассказать обо всем увиденном в небольшом материале, но концептуальные продукты Philips действительно производят впечатление, еще раз подтверждая слоган компании, которая стремится сделать нашу жизнь лучше.