Экономная автоматизация

20 октябрь, 2003 - 23:00КО
На Вольногорском государственном горно-металлургическом комбинате в течение нескольких последних лет внедряются система управления предприятием и АСУТП. Не секрет, что отрасль испытывает финансовые трудности и не имеет возможности тратить на IT значительные средства. О том, как "малой кровью" обеспечить работу 150 пользователей, рассказывает Анатолий Кузема, руководитель цеха компьютерных технологий и телекоммуникаций комбината.

Одно из предприятий холдинга ГАК "Украинские полиметаллы" Вольногорский государственный горно-металлургический комбинат (ВГГМК), расположенный в Днепропетровской области (монополист в северном полушарии), входит в число крупнейших производителей и переработчиков титано-циркониевых и алюмосиликатных руд. Продукция комбината поставляется в более чем 30 стран мира. Комбинат является градообразующим предприятием. Благодаря социально направленной в последние годы деятельности руководства комбината и ГАК "Украинские полиметаллы" численность работников не сокращена -- сейчас на ВГГМК более 6000 человек.


Какая основная задача должна быть решена благодаря внедряемой ИС?

Фактически это классические задачи -- АСУП, локальные АСУТП и т. д. Самая важная из них -- создание общего информационного пространства предприятия. Для этого информация, вырабатываемая и используемая различными подразделениями и сотрудниками комбината, должна быть собрана в единой базе и предоставляться пользователям в соответствии с назначенными им правами доступа.


Как создавалась и модернизировалась IT-инфраструктура на вашем предприятии?

Экономная автоматизация
"Безусловно, лучше всего использовать открытую систему управления предприятием и ориентироваться на готовые решения мирового класса, такие, как SAP R/3 или Oracle Applications. Но по объективным причинам нам пришлось выбирать другой путь"
Первый опыт внедрения и использования IT мы приобрели еще в 80-х гг., когда получили по разнарядке две отечественные машины СМ-1. Они сначала применялись для решения задач управления производством, затем -- АСУТП (управления рентгеновскими спектрометрами). Несколько лет спустя мы купили два комплекса СМ-2М и организовали удаленный доступ к ним.

Сейчас же все приходится начинать сначала.


А как обстоят дела на других предприятиях горно-металлургического комплекса? Точно так же?

Наше предприятие в советские времена единственное из всех украинских (имеющих горный передел) относилось к Минцветмету СССР, а все остальные -- к Минчермету.

Традиционно Минчермет выделял на автоматизацию (в том числе НИР И ОКР) на порядок больше финансовых средств, чем Минцветмет. Например, для "Запорожстали" руководство министерства даже изыскивало окольные пути импорта американских серверов для обхода поправки Джексона-Вэнника. Однако сегодня лучшие стартовые условия -- у нас, поскольку их компьютерное оборудование уже значительно устарело, а мы многое делаем, что называется, "с нуля", и нет необходимости тратиться на модернизацию.

Сложные западные ERP-системы, пик внедрения которых миновал несколько лет назад, по нашим данным, фактически нигде толком в Украине не работают, несмотря на то что многие утверждают обратное. В основном это происходит потому, что системы не поддерживаются. Предприятия отказываются от помощи, поскольку это достаточно дорого, а самостоятельно организовать сопровождение большой системы мирового класса очень сложно. Без поддержки же она вскоре перестает удовлетворять тем требованиям, которые к ней предъявляют.

Даже если предприятие решает создать собственную службу, ему необходимо направить несколько человек на обучение, что также обходится недешево. Часто более или менее нормальная работа КИС обеспечивается буквально одним профессионалом-энтузиастом, а это очень опасно для предприятия в целом.


Каковы особенности вашего проекта?

Мы имеем собственный негативный опыт построения сети заводоуправления. Когда количество пользователей перевалило за 50, начались проблемы с ее стабильной работой. Безусловно, лучше всего использовать открытую систему управления предприятием и ориентироваться на готовые решения мирового класса, такие, как SAP R/3 или Oracle Applications. Но по названным причинам мы вынуждены были выбирать другой путь.

Изменились и сроки проведения работ. Слишком длительное внедрение сейчас неприемлемо. Если в советские времена нас обслуживали солидные отраслевые институты, которые на любую, самую мелкую, задачу в соответствии с принятыми тогда порядками долго составляли обширную документацию, то сейчас мы работаем гораздо оперативнее.

В области создания АСУП сегодня мы сотрудничаем с киевской фирмой и уже внедрили две подсистемы. Команда разработчиков в течение суток производила в них глобальные изменения по требованию комбината (на что раньше требовались месяцы). Особенностью проекта являются постоянные изменения в постановке задач, по мере внедрения пользователи предлагают новые идеи, усовершенствования, и разработчик вынужден практически мгновенно модернизировать ПО.

Наше сегодняшнее аппаратное обеспечение -- один сервер Compaq Proliant ML570 Rack Intel Pentium III Xeon 900 Mhz, активное оборудование SMC, кабельная система Reichle & De Massari. Основное ПО -- ОС Unix и СУБД Oracle.


Был какой-то тендер на разработку проекта ИС предприятия?

Для участия в разработке АСУП и строительства СКС было привлечено четыре компании (одна московская и три киевских). В результате исполнителями стали две киевские компании. После проведения предпроектного обследования окончательно приняли решение о создании СКС и разработке АСУП.


Какое время потребовалось для этих работ?

Два-три месяца. Их специалистам были обеспечены контакты с необходимыми людьми, предоставлена вся требуемая документация. Поскольку комбинат занимает большую площадь, мы прежде всего отобрали глобальные объекты -- их набралось около 50.

Затем выбрали те из них, куда целесообразно прокладывать оптоволоконные линии связи (хотя ранее мы планировали использовать RadioEthernet). Была определена очередность подключения в сеть подразделений комбината. Для пользователей из неохваченных подразделений организован класс доступа в сеть, где они работают по графику.

Вообще, я считаю, что проблемы внедрения кроются в заказчике. Среднее звено (пользователи подсистем, начальники цехов и подразделений) у нас работает не так, как это должно быть и предусмотрено системой. Они не то чтобы не воспринимают новых технологий, а скорее не могут их оценить.

Людей нужно обучать, поэтому мы организуем внутренние курсы и для начинающих, и для более подготовленных пользователей. Длительность одного учебного модуля -- 10 часов.

Трудность этапа внедрения состоит в том, что пользователям подсистем приходится работать и "по старинке", и по-новому.


Почему в итоге вы остановились на оптоволоконных линиях связи?

При использовании технологии клиент-сервер обычных 10 Mbps все-таки маловато. К тому же мы должны смотреть вперед и учитывать перспективу. Например, совмещать передачу голоса (IP-телефонию) и данных, проведение телеконференций. RadioEthernet в таких условиях недостаточно надежен, а прокладка даже обычной телефонной линии связи (высокий износ существующих линейных кабельных сооружений) также требует немалых расходов. Поэтому мы заранее предусматривали каналы связи, по которым могли бы передаваться и данные, и голос.


Испытываете ли вы трудности с финансированием проекта?

Определенные суммы, в том числе и на IT, выделяются ежегодно согласно утвержденному бизнес-плану -- приобретение новой техники, ремонтный фонд и т. д. Их не слишком много, поскольку они отчисляются из нашей прибыли. А у нас сегодня износ основных фондов в карьерах -- до 80%, и неизвестно, за что хвататься в первую очередь. Иногда необходимы и срочные внеплановые затраты на ремонт дорогостоящей техники. С другой стороны, все понимают, что без IT управлять таким предприятием, как наше, уже просто невозможно.

Поэтому, в частности, одним из условий при выборе разработчиков было предоставление отсрочки платежей за выполненные работы и поставленное оборудование в соответствии с нашим графиком финансирования.


В каком состоянии находится проект сейчас?

Планы и перспективы у нас большие, но все зависит от финансирования. Мы уже закончили первую очередь, хотя, конечно, хотелось бы, чтобы все происходило быстрее. Пока будем завершать работы, намеченные на этот год.

На текущий момент мы уже внедрили модуль складского учета. Рабочими местами пользуются кладовщики, менеджеры по снабжению, бухгалтеры, представители цехов, которые делают заявки, -- в общем, система позволяет выполнять все классические операции, связанные с материальным учетом.

Первоочередная задача -- объединить в сеть модули "Кадры", "Штатное расписание" и "Зарплата", работавшие ранее в локальном режиме. Сейчас идет этап опытной эксплуатации и отладка системы. Подсистема "Складской учет" также функционирует в режиме опытной эксплуатации. Всего на комбинате сегодня организовано около 150 рабочих мест, находящихся в основном в админкорпусах.


Что в ваших дальнейших планах?

Мы уже заканчиваем строить СКС и будем оборудовать удаленные объекты скоростными модемами. Начнется работа на конечных участках. Еще два объекта планируется соединить в ближайший месяц двухкилометровой оптоволоконной линией связи. Это -- часть текущего этапа автоматизации -- охватить все объекты комбината, находящиеся в радиусе двух километров от основного узла, реализовав топологию "иерархическая звезда".

Затем -- установка коммутаторов, концентраторов и разводка витой пары по рабочим местам объектов. В некоторых случаях целесообразнее будет использовать модемный доступ. Так, вблизи линий электропередачи работа RadioEthernet может быть неустойчивой, да и модемы в целом дешевле. Не стоит забывать и о вспомогательном оборудовании -- кондиционерах и т. д.

Мы давно убедились, что на технологиях нельзя экономить. Например, в свое время комбинат отказался от карьерной техники российского производства в пользу оборудования фирмы CATERPILLAR, которое, хотя и дороже при покупке, в эксплуатации обходится значительно дешевле. Я думаю, что подобные соображения руководства ГАК "Украинские полиметаллы" и комбината сыграли свою роль и при построении нашей информационной системы. Пусть не сразу, но постепенно мы автоматизируемся.