Изменчивое лицо глобального рынка аутсорсинга: современные тенденции

10 сентябрь, 2007 - 18:31КО

В ХХI веке сложно найти какой-либо рынок, настолько динамичный и быстро растущий, как рынок информационных технологий и, в особенности, сегмент IТ-аутсорсинга. Понятия offshore и nearshore стали частью ежедневной лексики. Английский язык прочно укрепился в нашей системе коммуникаций, и уже не удивляет то, что при обращении в отдел поддержки мы получаем консультации с другого конца земного шара. Так что же представляет собой рынок IТ-аутсорсинга сегодня, и каких изменений нам ожидать в ближайшем будущем?

На сегодняшний день рынок IТ-аутсорсинга достиг глобального размаха. При офшоринге компании переносят отдельные направления деятельности или процессы в те регионы мира, где они могут быть выполнены с меньшими затратами с помощью третьей стороны (аутсорсинг) или же используя свои собственные мощности. Осознавая, что такая игра несет в себе определенный риск, предприятия все же понимают, что офшоринг может обеспечить им значительные экономические преимущества: более высокую конкурентоспособность, повышение ценности для акционеров и ощутимое улучшение производительности.

Постоянные изменения на глобальном рынке IТ-аутсорсинга вынуждают поставщиков IТ-услуг часто менять свою стратегию, что, в свою очередь, ведет к ужесточенной конкуренции и возрастанию требований клиентов. Значимость офшорного аутсорсинга все более повышается в связи с тем, что офшорные процессы становятся корпоративной необходимостью. Согласно отчету NASSCOM-McKinsey, адресуемый рынок мирового офшора к 2010 г. оценивается более чем в 300 млрд долл. и поделен почти поровну между аутсорсингом информационных технологий (ITO) и бизнес-процессов (BPO): ITO – 150–180 млрд, BPO – 120–150 млрд долл. Также предвидится, что к 2010 г. 25% рабочих мест в IТ-индустрии будут сосредоточены в офшорных зонах. Аналитики прогнозируют, что спрос на аутсорсинг разработок программного обеспечения составит 28% всего IТ-бюджета в Европе и США.

На сегодняшний момент наибольшая доля рынка IТ-аутсорсинга принадлежит индийским поставщикам IТ-услуг. Возможно, Индия еще не скоро cдаст свои позиции лидера на этом рынке, но уже явно видны тенденции перехода заказчиков на новые развивающиеся рынки, к примеру такие, как Восточная Европа, которая занимает 9% рынка после Китая, Канады и Мексики (рис. 1).

По словам Никхала Раджпала (Nikhal Rajpal), вице-президента Эверестского научно-исследовательского института, вскоре мировой IТ-рынок изменит свою структуру. По его прогнозам, уже через два года глобальный рынок IТ-аутсорсинга будет выглядеть совершенно по-другому, причем офшорные компании займут боóльшую долю данного рынка. Таким образом, сталкиваясь с растущей конкуренцией, поставщики IТ-услуг начнут вырабатывать новые бизнес-стратегии и сконцентрируются на таких задачах, как освоение новых сегментов рынка, стандартизация процессов и значительное снижение затрат.

Переход от простой экономии средств к резкому повышению эффективности и ускоренному росту заставит организации искать более выгодные возможности интегрированных поставок. Поэтому все больше предприятий начинают разворачивать инициативы в направлении глобализации услуг. Атул Вашистха (Atul Vashistha), один из руководителей аналитической компании neoIT, предвидит, что глобализация этого рынка в ближайшие годы обеспечит его прирост на 25–30%.

Изменчивое лицо глобального рынка аутсорсинга современные тенденции
Рис.1

Учитывая текущее состояние мирового рынка аутсорсинга, эксперты предвидят распространение глобальных поставок среди крупных поставщиков и расширение географии, а также существенное ускорение тактического выполнения проектов среди лидирующих поставщиков услуг IТ-индустрии. Предвидится обширная активность на рынках – как развитых, так и развивающихся стран, которая будет сопровождаться сближением (конвергенцией), объединением и преобразованием игроков рынка. Для того чтобы принять новый вызов растущего мирового рынка IТ-аутсорсинга, компании должны будут перестроить свою организационную структуру, оценить заинтересованность высшего руководства в изменениях и сосредоточить внимание на вопросах конфиденциальности и строгом соблюдении стандартов качества.

Согласно исследованиям консалтинговых компаний neoIT, Tholons, других аналитиков в ближайшее время на мировом рынке IТ-аутсорсинга будут наблюдаться следующие тенденции: зарубежные приобретения, глобализация, многовекторное сотрудничество, слияния и покупка предприятий, острая нехватка специалистов, развитие отдельных сфер в аутсорсинге, появление новых развивающихся региональных и специализированных сегментов.

Масштабные приобретения за рубежом. Поставщики IТ- услуг осознают, что глобальное присутствие – один из наиболее важных факторов их конкурентного преимущества. Это мотивируется двумя причинами: возрастает проникновение на рынок и приобретаются знания бизнеса клиентом, появляется возможность предоставления услуг на новых рынках. Также это связано с растущим оншорным присутствием компаний-поставщиков, которые готовы предоставить определенный гибрид он- и офшорных услуг по меньшей цене. Доверие к офшорному BPO будет расти по мере того, как организации начнут сосредоточивать все больше мощностей на развивающихся рынках и выполнять на них все больше комплексных заказов.

Глобализация. Поставщики IТ-услуг приходят к осознанию необходимости более глубокого исследования данной модели поставок. Сегодня глобальные организации желают заполучить лучшие ресурсы во всем мире, чтобы иметь возможность предоставить максимальную экономическую выгоду для клиента по оптимальной цене. Такая тенденция влияет на принятие аутсорсинговыми компаниями решений о размещении своих центров для предоставления IТ-услуг в определенных странах. Глобальные международные поставщики этого сервиса и, в частности, индийские предприятия расширяют свою сеть центров в других регионах. Так, за последний год вырос интерес к Восточной Европе, и становится все более привлекательной Латинская Америка. Глобальные организации все чаще нанимают для офшорной деятельности местных специалистов. Подобный размах значительно изменит состав рабочей силы поставщика в ближайшем будущем. Крупные компании уже имеют в своем штате сотрудников едва ли не любой национальности.

Модель многовекторного сотрудничества. Предвидится, что в ближайшее время организации будут более склонны к тому, чтобы заключать договоры как с крупными организациями Tier1, так и с компаниями категории Tier2. Кроме того, они также начнут обращаться и к поставщикам категории Tier3, которые являются компетентными в определенной технологической нише. Эта тенденция ведет к большему количеству сделок меньшего масштаба и предусматривает работу с несколькими поставщиками IТ-услуг одновременно.

Слияния и приобретения. В связи с тем что величина предприятия является ключевым фактором в успешной конкурентной борьбе, сравнительно небольшие поставщики сейчас активно ищут возможности быть приобретенными или заключить партнерство с другими организациями. Такого рода сделки выгодны по двум направлениям: восточные компании покупают западные подразделения, чтобы достичь глобального размаха и заняться предоставлением услуг, которые требуют оншорного присутствия; западные же предприятия обосновываются на Востоке для освоения местных рынков и конкуренции на них. Такие крупные поставщики IT-услуг, как IBM, Accenture, HP, EDS и Unisys, значительно расширяют работу в Индии и Китае. Все они планируют заполучить тысячи новых работников в свои офшорные центры. Тенденция перехода в более привлекательные регионы связана также со стремлением компаний сократить затраты, пригласить высококвалифицированных специалистов, а также с поиском благоприятной бизнес-среды.

Острая нехватка специалистов. Изобилие на рынке игроков с большим выбором рабочих мест привело к острой нехватке специалистов. BPO- и ITO-компании рискуют потерять своих сотрудников в случае, если не смогут обеспечить вознаграждения, адекватного тому, что предлагают местные предприятия. Повышение же его уровня соответственно приведет к увеличению затрат клиентов. С другой стороны, высокая оплата труда создаст более квалифицированный резерв специалистов. К тому же офшорным организациям придется предпринять дополнительные меры для обучения своих сотрудников, чтобы их знания соответствовали требованиям клиента. Дефицит грамотных специалистов особенно остро стоит для крупных индийских предприятий, которые в поисках кадров перебираются в меньшие города. В особенности это касается BPO-компаний, так как ITO-фирмы уже в большей степени обосновались в альтернативных местах.

Развитие отдельных направлений аутсорсинга. В быстрорастущей BPO- и ITO-индустрии определенные сферы, как, например, инженерия и R&D, формируют существенную часть доходов многих компаний-поставщиков и обеспечивают значимый вклад в развитие общего рынка аутсорсинга. Кроме этого, ERP, управление инфраструктурой, разработка готовых продуктов и другие секторы будут продолжать расти, превышая средний показатель самой IТ-индустрии.

Развивающиеся рынки. Несмотря на то что Индия все еще остается бесспорным лидером на офшорном рынке, новые потенциальные регионы становятся наиболее привлекательными для BPO- и ITO-аутсорсинга. К примеру, Филиппины, будучи сильными в BPO с высоким потенциалом в сфере работы с клиентами, развиваются как благоприятный офшорный регион, предлагая глобальным организациям преимущества относительной дешевизны, наличия большого количества человеческих ресурсов и высокого качества предоставляемых услуг. Китай, в свою очередь, развивается также стремительно. По словам аналитиков, 5–10% разработок ПО для США и Европы, которыми занимаются индийские предприятия, сама же Индия переведет в Китай. Европейский рынок, в свою очередь, продолжит расти ускоренными темпами. Эта тенденция будет прослеживаться в особенности в таких европейских странах, как Венгрия, Чехия, Россия, Польша, Украина, Болгария и Румыния с их возрастающими возможностями в этой сфере. Восточная Европа, с ее невысокими затратами на рабочую силу и операционными издержками, становится альтернативным выбором среди заказчиков. Ссылаясь на исследования McKinsey Global Institute, спрос на IТ- услуги, предоставляемые восточноевропейскими компаниями, среди западноевропейских увеличился вдвое с 2004 г. по 2006 г. Регион Восточной Европы явно стал привлекательнее в связи с преимуществами, которые он предлагает в качестве развивающегося офшорного рынка: более низкая заработная плата по сравнению с Индией, надежная инфраструктура, культурная и географическая близость с Западной Европой. McKinsey считает, что активность рынка Восточной Европы может достичь 130 тыс. рабочих мест до конца 2008 г. Не слишком высокая заработная плата и солидный запас высококвалифицированных специалистов, благодаря большому количеству местных технических вузов, обеспечит экономическую конкурентоспособность этого рынка IТ-услуг еще на 15 лет. За счет этого, например, рынок офшорного аутсорсинга Чехии обещает подняться в ближайшем будущем до 3-го места после Индии и Китая. Следующими по привлекательности офшорными центрами в Восточной Европе являются Россия, Украина, Польша, Беларусь и страны Балтии.

Изменчивое лицо глобального рынка аутсорсинга современные тенденции
Рис.2

Что касается позиции Украины на мировом рынке IТ-аутсорсинга, можно с уверенностью заявить, что IТ-индустрия нашей страны стремительно и успешно развивается. Уже в 2006 г., по данным «Техинвест», рост ее экспорта достиг 75% (рис. 2), а на 2007 г. прогнозируется 60%. Это обусловлено высоким уровнем выполнения заказов по разработке ПО для западных компаний, причем квалификация специалистов постоянно растет. Стоит отметить, что индийские фирмы проявляют интерес к Украине посредством поглощения и слияния компаний, в первую очередь для получения доступа к квалифицированным украинским кадрам. Несмотря на бесспорное лидерство Китая и Индии, отечественные разработчики могут похвастаться своим конкурентным преимуществом в предоставлении высокого качества услуг, решении сложных задач и близостью в культурном и географическом плане к западным заказчикам. Все эти факторы привели к тому, что Украина в 2006 г. вошла в пятерку наиболее привлекательных поставщиков аутсорсинговых услуг для ряда западных стран. Перспективность развития Украины в направлении экспорта услуг офшорного аутсорсинга ПО очевидна, и поэтому украинские компании имеют хорошие шансы занять свою рыночную нишу и развиваться благодаря наличию значительных ресурсов и их высокому интеллектуальному потенциалу.

Рынок IТ-аутсорсинга подвержен постоянным изменениям, и борьба за клиента становится все более агрессивной. Жесткая конкуренция в ближайшем будущем поставит перед поставщиками IТ-услуг такие амбициозные цели, как глобальное присутствие, беспрерывный процесс повышения квалификации персонала, а также слияние оф- и оншорной моделей. Аутсорсинговым компаниям придется стать более гибкими в изменении своих стратегий для того, чтобы достойно ответить на вызов изменчивого рынка и предложить конкурентоспособные решения своим клиентам.

Изменчивое лицо глобального рынка аутсорсинга современные тенденции

Одним из лидеров разработки программного обеспечения в Восточно-Европейском регионе является компания SoftServe, которая предлагает услуги по разработке, контролю качества и поддержке информационных систем и решений. В этом году SoftServe заняла 2-е место в десятке лучших IT-аутсорсинговых предприятий Восточной Европы в рейтинге Global Services 100.

За 14 лет своей деятельности компания укрепила свои передовые позиции в мировом IТ-аутсорсинге и вывела на рынок информационных технологий два продукта собственной разработки: SalesWorks – мобильное решение для автоматизации работы персонала в торговой дистрибуции; RE3W – комплексная Web-аппликация для торговли недвижимостью, ставшая, соответственно, в 2006 г. и 2007 г. финалистом всемирного конкурса «Партнер года» от корпорации Microsoft. Тесное сотрудничество с Microsoft началось еще в 2001 г., а уже с 2004 г. SoftServe ежегодно подтверждает свое звание Microsoft Gold Certified Partner.

Инвестируя в развитие своего «человеческого капитала», SoftServe открыла собственное учебное заведение SoftServe University – первый в Украине центр такого типа для усовершенствования знаний программистов и их переквалификации.

Клиентами SoftServe стали свыше ста предприятий со всего мира, и среди них известные бренды США, Канады, Западной Европы и Украины. За последний год работы в число клиентов SoftServe вошли две компании с миллиардным оборотом, которые значатся в рейтинге Fortune 500. Благодаря большому опыту сотрудничества с заказчиками Западной Европы и США, а также высокому уровню выполнения комплексных задач SoftServe продолжает оставаться одной из сильнейших компаний ІТ-аутсорсингового бизнеса Восточной Европы.