`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Итоги "железного" 2003 года: основные события и тенденции

0 
 

В истории нашего общества принято давать свои названия различным временным отрезкам, отображающим некоторое профилирующее направление развития. Такие термины, как каменный век, бронзовый век и т. п., знакомы нам еще с детства. Сейчас, однако, приоритеты развития человечества меняются так интенсивно, что говорить можно о достаточно ограниченных промежутках времени, в которых наблюдается доминирование той или иной тенденции. Так как нас в данном случае интересует развитие компьютерного направления (а точнее, hardware-сегмента -- процессоров, чипсетов и видеокарт), попробуем сделать и свои "умозаключения" по этому поводу.

Наверное, 2003 год можно назвать "процессорным". Такого количества новинок на нашей памяти еще не было. Но поскольку о них самих, как и об их дальнейших перспективах, сказано уже достаточно много, рассмотрим основные произошедшие события с точки зрения конечного пользователя.


Процессоры

Многопроцессорность стараниями Intel стала действительно ближе к народу. Да, Hyper-Threading -- это лишь "надстройка" над ядром NetBurst. Да, прирост производительности значительно меньше, чем при использовании "честной" SMP. Но данная технология очень неплохо набирает обороты, и уже сейчас мы можем говорить о ее реальной пользе в повседневном работе даже при домашне-офисном применении ПК. Процессоры Pentium 4 серии "С" -- это тот пик производительности, на который способно подняться ядро Northwood. Частота шины 800 MHz, 256-битная кэш-память объемом 512 KB, виртуальное SMP -- все это уже доступно не только избранным. А учитывая тот факт, что стартовая модель серии "С" имеет частоту 2,4 GHz при вполне приемлемой стоимости, можно утверждать: в производительном сегменте рынка Intel свою долю не только не упустит, а и значительно преумножит. Отчасти подтверждение этому факту можно найти, опираясь на данные еженедельника "Hot Line". Новых "флагманских" CPU от Intel действительно ждали, и сразу после их появления на украинском рынке количество предложений возросло более чем в два раза. На наш взгляд, ставка процессорного гиганта на Hyper-Threading вполне оправданна, так как пользователь получает нечто большее, чем просто быстрый процессор.

У AMD формально тоже все в порядке с высокопроизводительным сегментом. Процессор Athlon 64 на поверку оказался очень удачным, а главное -- технологически передовым решением. Причем, на наш взгляд, его "интегрированность", набор команд SSE2 и кэш L2 размером 1 MB приносят значительно бoльшую пользу, чем "мифические" 64 бита. Хотя опять же, "64 бита" от AMD -- реальный конкурент Hyper-Threading от Intel (разумеется, в техническом плане ничего общего, но в маркетинговом -- очень даже). В любом случае у двух ведущих производителей наблюдаются совершенно различные пути развития процессорного направления, и мы, уже основываясь на собственных предпочтениях, можем выбирать то или иное решение.

Хотелось бы на такой оптимистичной ноте поставить точку в этом абзаце, однако справедливости ради все же придется сказать еще пару слов. У AMD, как известно, нет пока такой рекламно-маркетинговой машины, как у Intel, да и выход на рынок новых изделий, как правило, значительно затягивается... но появление Athlon 64, похоже, затянулось еще значительнее. Надеемся, что данный процессор перестанет быть "виртуальным" и в самое ближайшее время станет реально доступен массовому покупателю (промедление в данном случае смерти подобно).

Для "избранных" обе компании предоставили свои решения, причем сделали это очень грамотно. Ранее можно было купить более медленный процессор и, разогнав его, гордо считать себя владельцем дорогого "камня". Теперь ситуация изменилась -- из Athlon 64 и Pentium 4 никакими средствами не сделать FX-51 и Extreme Edition соответственно. Правда, желающим владеть этими CPU придется быть "избранными" не только в материальном плане -- найти подобную экзотику весьма непросто.

В массовом секторе наблюдается относительное спокойствие. Как и прежде, доминируют решения на Athlon XP и Pentium 4 серии "В". Количество возможных платформенных конфигураций с этими процессорами огромно и уже перевалило за некий "критический уровень", после которого начинается неразбериха. Хотя особых трудностей это не приносит -- начинающему пользователю можно довериться солидным компаниям, продающим готовые компьютеры, а "продвинутому" -- самостоятельно подобрать оптимальную машину, соответствующую его запросам и средствам.

В нижнем ценовом диапазоне преобладают решения на базе Celeron и на тех же Athlon XP, относящихся к предыдущим сериям. Надо отдать должное Intel -- в корпоративном секторе положение младших процессоров этого производителя можно назвать монополией. Сочетание Celeron с различными вариациями чипсета 845-й серии стало настоящим "рабочим хитом", и вряд ли ситуация в ближайшее время изменится.

В мобильном "процессоростроении" действительно произошла революция -- технология Centrino однозначно заслуживает этого громкого слова. Рассматривать Pentium M как отдельное решение, пожалуй, сложновато. Но пользователям-то какая разница, в чем успех Centrino (в Pentium M, чипсете i855 или в их сочетании), если ноутбук, построенный на данной технологии, показывает отличные результаты по производительности, функциональности и времени автономной работы. Серьезных конкурентов пока не видно, скорее, в мобильном направлении наблюдаются "внутриплатформенные бои" между различными решениями Intel.

Рынок серверов и рабочих станций гораздо более инерционен и консервативен, поэтому появление новой платформы AMD Opteron особого шума не вызвало. Опять же, серверный 64-битный процессор от AMD действительно неплох в плане производительности, но для "профессиональных" потребителей одного этого факта маловато. Должно пройти какое-то время, появиться соответствующий уровень технической и программной поддержки, и тогда мы сможем вернуться к этой теме и реально определить, оправдал ли Opteron возложенные на него надежды.


Чипсеты

Основным событием ушедшего года, безусловно, стал "мягкий крах" VIA Technologies как производителя системной логики. Пока говорить о "тотальном" уходе этой компании с рынка еще рановато, но тот факт, что некогда ведущий (если не сказать -- единственный) производитель чипсетов под Socket A за короткий срок трансформировался в поставщика дешевых альтернативных решений, можно назвать сенсацией. Резкий "прыжок" в сторону Socket 478 тоже не принес должных результатов, и здесь свежие решения VIA занимают лишь "низкопроизводительную" нишу. Возможно, ситуация несколько изменится с выходом полностью асинхронного двухканального чипсета РТ880 (по крайней мере, по заявленным спецификациям). Новую логику К8Т800 для Athlon 64 по известным причинам ни плохой, ни хорошей назвать нельзя, успех ее будет зависеть исключительно от продвижения самого процессора, а также от цен, которые должны быть однозначно ниже, чем на nFroce3 от NVidia. Как пойдут дела дальше у тайваньского чипмейкера -- покажет время, но радужных перспектив ожидать не приходится. Возвращаясь к Socket A, заметим, что существующее на сегодняшний день положение дел (доминирование решений от NVidia), пожалуй, без каких-либо передряг продублируется на год 2004-й.

Платформа Socket 478 в 2003 г. оказалась самой плодородной почвой для чипсетостроителей. Очень активизировались "альтернативщики" в лице SiS и ATI, причем успехи этих двух компаний можно назвать весьма существенными. SiS к концу 2003 г. смогла предоставить чипсет 655ТХ, который как минимум не медленнее флагманского продукта Intel -- 875P и при этом обладает значительно меньшей стоимостью. ATI выдала на-гора отличное интегрированное решение 9100IGP, где основная ставка сделана именно на встроенную графическую подсистему. Учитывая авторитет ATI в графическом секторе, доверие пользователей к ее продуктам и поддержку со стороны ведущих производителей материнских плат, можно предположить, что новый чипсет обязательно приживется. Для Intel новые разработки SiS и ATI -- это, скорее, "подспорье в общем деле", нежели жесткая конкуренция. "Свежая альтернатива" расширяет сферу применения процессоров Intel, а значит, косвенно приносит материальные и маркетинговые плоды в ту же копилку. У самой же Intel на второй квартал текущего года планируется замена всей линейки 875/865/848 на новые поколения логики под кодовыми названиями Alderwood и Grantsdale, так что повода для беспокойства просто нет.

В наступившем году ожидается значительное движение в области "профессиональных" чипсетов. Хотя база Intel в данном секторе насчитывает десяток решений, по спецификациям все они порядком устарели и никак не сочетаются с "философией" новых серверных процессоров, ожидаемых в этом году. А поскольку Intel в последнее время любит многообразие решений в данном секторе (как минимум по два чипсета на серверы и рабочие станции, еще несколько специфических), то 2004 г. непременно подарит новые серверные технологии. У AMD уже есть хорошая современная платформа AMD-8000, которая, по крайней мере, еще год сможет удовлетворять своей функциональностью "профессиональные" запросы пользователей, предпочитающих платформу с процессорами Opteron.

Ну и напоследок -- общий момент, который нам предстоит "пережить" в текущем году: массовые производительные платформы в большинстве своем должны перейти на новую память DDRII. Пока неизвестно, как будет происходить этот процесс, но ждать осталось совсем недолго.


3D-ускорители

На эту тему уже было сказано достаточно много, поэтому попробуем просто кратко подытожить произошедшее за год.

Итак, 2003 год для ATI закончился очень благоприятно. Как мы говорили, она "вернулась на рынок игровых акселераторов". С выходом Radeon 9700 ATI смогла на равных конкурировать с NVidia и даже обойти ее в верхнем ценовом диапазоне. Некоторую неясность вносили анонсированный, но не вышедший к тому времени чип NV30, а также сомнения в том, сможет ли ATI выпускать свои чипы в достаточном количестве. Кроме того, оставался еще консерватизм пользователей, привыкших считать канадскую компанию пусть и "неплохим", но все же "догоняющим" производителем, к тому же имеющим вечные проблемы со стабильностью драйверов. Прошедшие с тех пор 12 месяцев ответили на все возникшие тогда вопросы. ATI не только смогла догнать и обогнать конкурента, но и укрепилась на позиции лидера. Сейчас как по ассортименту представленных графических чипсетов, так и по производительности она является безусловным лидером в игровом 3D. Сложности с поставкой чипов производителям практически нет. Да, случаются небольшие перебои, особенно в секторе наиболее популярных бюджетных продуктов (серии Radeon 9000), но они весьма незначительны. Также полностью отпали и проблемы с драйверами -- на сегодняшний день серия Catalyst не менее стабильна и работоспособна, чем DetonatorFX от NVidia, и при этом обладает рядом интересных функций, отсутствующих у конкурентов. К примеру, это VPU Recover, позволяющий автоматически снижать частоты "переразогнанного" чипа в случае его нестабильной работы.

Что касается новинок в модельных рядах этой компании, то еще раз отметим Radeon 9800, ставший основой для очень удачного семейства высокоуровневых 3D-акселераторов и в полной мере закрепивший успех Radeon 9700. Также безусловно удачное ядро Radeon 9600 помогло ATI укрепиться в среднем ценовом диапазоне. Наконец-то появилась реальная альтернатива поистине "народному" чипсету GeForce4 Ti4200.

В плане маркетинга ATI также сделала громадный прорыв. Заполучить в стан своих партнеров такие бренды, как ASUS и Microsoft, -- это, знаете ли... Теперь догонять, причем очень быстро, придется NVidia.

А теперь поговорим о втором игроке на этом рынке. Обещанной графической революции, равно как и появления кинематографического качества в играх после наконец-то вышедшего GeForce FX, так и не произошло. Да, в принципе, и не могло произойти. Консерватизм игростроителей известен всем. К тому же он был подкреплен еще и запоздавшим появлением NV30 на рынке. Видимо, не только пользователи устали от пустых обещаний этой компании. Потеря контракта с Microsoft (следующее поколение игровой приставки Xbox будет использовать графическое ядро от ATI) и решение ASUS начать производство видеокарт на чипсетах конкурента говорит само за себя. И, похоже, это только начало. Судя по всему, за ASUS очень скоро последует еще один гранд -- MSI. Вот тогда у ATI уж точно не останется никаких проблем ни с производством, ни с распространением акселераторов на своих чипсетах.

Следующий примечательный факт -- в немалой степени благодаря NVidia в этом году началась настоящая "война драйверов". То есть оптимизация их под определенные тестовые приложения, приведшая к тому, что результаты, полученные даже в популярных тестовых пакетах, практически ни о чем не говорят.

Модельный ряд семейства GeForce FX также оставляет желать лучшего. Лишь к концу года NVidia, видимо, почувствовав уже реальную угрозу со стороны своего конкурента, расширила список бюджетных ускорителей выпуском FX 5700, FX 5700 Ultra и FX 5600XT. В верхнем же ценовом диапазоне анонсированы, но пока недоступны FX 5900SE и FX 5950 Ultra (NV38).

В целом прошедший год вряд ли стал удачным для этой компании. Возможно, в следующем году что-то и изменится, но пока можно говорить лишь об ослаблении позиций NVidia в секторе игрового 3D.

В 2003 году окончательно ушли с рынка 3D-ускорителей такие производители, как Matrox и SiS. Но им на замену приходят компании XGI со своей серией чипсетов Volari и "ожившая" S3 Graphics, анонсировавшая семейство Delta Chrome. Не исключено, что наступивший год приведет к обострению конкуренции на этом рынке, если новые продукты окажутся достаточно удачными и смогут на равных конкурировать с уже имеющимися. И кто знает, возможно, и превзойти их...
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT