IT как смысл, цель и средство поколения

14 март, 2014 - 17:42Александр Черников

В начале 80-х годов прошлого века в нашу жизнь стремительно ворвались информационные технологии, эволюционирующие буквально на глазах. Общество в очередной раз раскололось на тех, кто их создавал, и тех, кому теперь предписывалось ими пользоваться. В зависимости от своего возраста (и многих других факторов) люди восприняли это по-разному. И в наибольшей степени было трансформировано поколение, которое теперь принято называть Millenials.

IT как смысл, цель и средство поколения

Людям вообще нравится систематика. Ты кто по гороскопу? А любимый камень какой? А цветок? А в соционике ты Штирлиц или Достоевский? А что вы делали до 1917 года? и т.д., и т.п. Американские ученые Страусс и Хоув (Strauss & Howe) попытались формализовать социологические и демографические процессы в своей Теории поколений. Их последователи сегодня рассматривают уже корреляцию общих черт людей разного возраста и развития технологий, в том числе и IT. Это может иметь далеко идущие последствия, связанные, как всегда, с большими деньгами и судьбами многих людей.

Четыре поколения

Теория Страусса-Хоува охватывает 25 поколений. Прошлый век исследован более подробно, но в данном случае нас будут интересовать только те генерации, к которым относится подавляющее большинство живущих ныне на земле. Их основные характеристики применительно к поведению на работе показаны в таблице.

Таблица. — Четыре поколения: изменение представлений о том, как следует относиться к работе

IT как смысл, цель и средство поколения

Источник: IBM Lotus Forum 2010*

* Ввиду многочисленных разночтений даты границ поколений указаны согласно статьи Wikipedia «Strauss-Howe generational theory».

Еще более сужая предметную область, рассмотрим подробнее самое активное в настоящее время поколение Millenials на примере США как наиболее активной на сегодня в разработке и продвижении IT страны. Молодежь шумно входит в жизнь, доставляя всем прочим массу неприятностей. Но они также открывают новые законы, получают небывалые возможности и устанавливают новые правила. Учитывая, что анализируют и комментируют это более старшие люди, Millenials обрастают всевозможными домыслами и слухами, которые мы и попытаемся подтвердить или опровергнуть в данной статье.

Millennials: общая характеристика

Нужно сразу оговориться: Millenials — это возраст, это поколение, а не сдвинутые на IT гики и нерды. К информационным технологиям Millenials имеют отношение постольку, поскольку некоторые из них выбрали работу, так или иначе связанную с IT. Их уже 84,5 млн, они превосходят численностью даже бэби-бумеров, а к 2025 г. будут составлять почти три четверти рабочей силы во всем мире.

В Silicon Valley технические компании буквально дерутся из-за них. Cisco, например, намерена в 2014 г. нанять не менее двух тысяч Millennials. Средний возраст служащих в Twitter составляет 30 лет. Работодатели уже просто не знают, какие еще льготы им обещать — от настольного футбола прямо на рабочих местах до бесплатной еды. Последний креатив — бесплатная уборка у них дома, пока они на работе.

Millenials не стесняются учиться у других и обычно не слишком щепетильны при выборе путей роста их карьеры. В результате они нередко зарабатывают себе довольно дурную славу и бывают вынуждены уйти, а то и быть уволенными со скандалом.

Типичный молодой профессионал сегодня частенько торчит в YouTube и Википедии, чтобы узнать, как выполнить задание руководства. В поисках ответов на вопросы, связанные со своей работой, он без зазрения совести пристает ко всем в социальных сетях и на тематических сайтах.

Повидавшие виды Gen X, напротив, глубоко понимают технологию, но имеют тенденцию хранить накопленный опыт при себе, а не вываливать его в готовом виде первому встречному и по первому требованию.

Другое большое различие поколений проявляется в том, как они общаются на работе. Бэби-бумеры полагаются в основном на телефон. Для Gen X электронная почта — это все. Millenials предпочитают социальные сети, мгновенный обмен сообщениями и видео-чат.

Millennials: мифы о работе

Все когда-нибудь в молодости делали вывод о том, что старшее поколение не понимает их. Это — проблема каждой генерации, и сегодня конфликт разворачивается между Millennials с одной стороны, и уже несколько закосневшими представителями «отцов» с другой. Пожилые ворчуны называют молодежь «испорченной и непочтительной». Насколько это правда?

Недавнее исследование Cornerstone OnDemand (ноябрь 2013) ставило своей целью объективно оценить поведение различных поколений служащих на рабочих местах. Главным результатом исследователи назвали разоблачение многих устойчивых стереотипов, бытующих сейчас в обществе.

Оказалось, что новое поколение персонала компаний просто более склонно применять новейшие технологии, чтобы работать в более гибкой среде. Именно эта гибкость фактически расширяет их способности к совместной работе (лично или удаленно). Задача и проблема для IT- и бизнес-лидеров при этом состоит в том, чтобы обеспечить Millenials инструментами и поддержкой, которые позволят им избежать перегрузки.

В конце концов, именно это поколение сегодня наиболее близко к тому, чтобы развивать удаленный доступ к данным и принимать своевременные решения, повышая доверие покупателей к компании — то, что T-Systems определила как «взаимоотношения с клиентом на нулевом расстоянии» (Zero Distance relationship with the customer)*.

* Zero Distance — новый маркетинговый термин компании T-Systems, немецкой глобальной IT-сервисной и консалтинговой компании, введенный в конце 2013 г. Основные технологии, которые реализуют данный принцип — cloud, big data и mobility).

Millennials: CEO или ничего!

Молодые IT-профессионалы очень честолюбивы. Они имеют гораздо большее стремление к столу совета директоров, чем их коллеги старшего возраста — но, как оказалось, ожидаемой вершиной для них является вовсе не должность CIO. Согласно недавнему обзору, проведенному рекрутинговой компанией Modis, двое из трех Millenials, работающих штатными IT-специалистами, хотят стать президентом — но не их текущей компании, а той, которую они когда-нибудь запустят сами.

Впрочем, из тех, кому 35-50 лет, такую мечту также вынашивает половина, а в категории 51-60 — тех, кто еще не сдался, — 46% служащих. Только 32% IT-персонала всех возрастов сказали, что стремятся стать техническим руководителем компании — CIO, CTO или сопоставимым. Обозреватель Кевин Кейси (Kevin Casey) из InformationWeek назвал это «Zuckerberg Effect» (декабрь 2013).

Известно, что Millennials не стесняются часто менять компании, видя в этом более быстрый путь к успеху. Руководству это не нравится. Они не хотят вкладывать капитал в ненадежных служащих, которые всегда готовы покинуть компанию или начать свое собственное дело. Еще хуже то, что освоивший тот или бизнес молодой, энергичный, умный специалист зачастую запускает фирму, конкурирующую с его бывшим работодателем. Поэтому самый эффективный способ поддерживать лояльность Millennials заключается в том, чтобы дать им то, что они хотят.

Молодое поколение также изменяет взаимоотношения между IT и бизнесом, поскольку мыслит совершенно иначе, чем 40±летние IT-специалисты. Например, 72% опрошенных Millennials отметили, что интересуются получением степени MBA для их дальнейшей карьеры.

Владение IT становится более средством, чем конечной целью. Другими словами, технологии открывают для Millenials двери в бизнес. IT становится лишь основой, как базовое инженерное образование, и они умеют использовать это для работы в маркетинге, операционной деятельности, логистике, продажах и т.д.

А в целом, на наш взгяд, очень удачно подытожил результаты исследования Modis хорошо известный в IT-среде Дэвид Карр (David F. Carr), редактор журнала и ресурса InformationWeek: «Возможно, они достаточно мудры, чтобы избежать роли CIO, которую многие IT-директора называют сегодня все более и более невозможной работой».

CIO как тормоз прогресса

Вот три условия построения нового предприятия для нового поколения — Millennial Enterprise, которые указал в своей статье на сайте InformationWeek Фрэнк Палермо (Frank Palermo, ноябрь 2013):

— создание app store предприятия;

— «игрофикация» компании;

— «консумеризация компании.

До сих пор CIO находились в положении своеобразных диктаторов, навязывая служащим и клиентам определенные представления об IT и их использовании, а также приложения и инструменты по своему разумению, запрещая все остальное.

Теперь служащие, особенно самые молодые, все более используют общественные и частные облачные сервисы, поставляемые третьими фирмами — такие, как Dropbox и Google Drive для разделяемой информации; Evernote, Google Docs или Microsoft Office 360 для офисных задач и Skype для основных коммуникаций.

Millennials не терпят плохихи закрытых IT-решений. Когда HR берет у них интервью при приеме на работу и спрашивает: «У Вас есть какие-либо вопросы?», они почти всегда отвечают: «А я буду иметь admin права на своем компьютере?» Дело идет к тому, что CIO станут спрашивать у Millennials, что им делать, и те фактически будут формировать IT-политику компании и влиять на персоналии при сокращении штатов.

Практический вывод — то, что многие CIO сегодня не подготовлены к обслуживанию своих самых новых сотрудников поколения Millenials. Это напрямую ведет к тому, о чем мы уже писали ранее: аббревиатура CIO будет восприниматься не как «Chief Information Officer», а как «Career Is Over». Вряд ли есть радужное будущее у тех CIO, которые остаются сосредоточенными исключительно на инфраструктурах и платформах, не стремясь к новшествам. Это, в общем, признается, и в результате появилась еще одна расшифровка аббревиатуры CIO — Chief Innovation Officer.

Все отдать Millenials? Никогда!

Ну хорошо. Компании начинают няньчиться с Millenials, опасаясь, как бы юные вундеркинды не перебежали туда, где им интереснее (это основная причина, поскольку компенсации для этого поколения, не так давно вышедшего из-за школьных парт, не слишком отличаются в большинстве компаний).

А что при этом должны думать и делать 40±летние IT-специалисты, обремененные недвижимостью, семьей, налогами, прошлым опытом работы? Безусловно, они ощущают прямую угрозу своей карьере и заработку, которые у них буквально вырывают Millenials.

На крупнейших конференциях, таких, как IT Expo или CITE, технические руководители все чаще говорят о растущей враждебности между IT-персоналом старшего возраста и Millennials. Напряженные отношения обостряются, когда, скажем, замшелый по меркам юного дарования сотрудник получает от него видео. Если же, со своей стороны, «старик» свяжется с ним не в Facebook, а по почте, он рискует никогда не получит ответ. Но, в конечном счете, все служащие должны будут перейти на более современные формы общения, и это — неприятный сюрприз для отяжелевших на подъем ветеранов.

Gen X и Millennials: что общего? Безопасность! (2100)

Обзор Fortinet, полумиллиардной компании сетевых устройств безопасности и лидера рынка в области унифицированного управления угрозами, неожиданно показал, что эти два поколения имеют одинаковую точку зрения на пароли, прайваси и онлайн маркетинг.

Поколения заметно отличаются лишь в одной области — безопасности мобильных устройств. Это вполне объяснимо. Millenials проводят с носимыми устройствами гораздо больше времени, а многие уже обожглись на безопасности. Если старшее поколение привычно побаивается NSA (47% против 41%), то Millenials с большей опаской относятся к своим работодателям (16% против 9%).

В целом же это исследование показало, что все три ныне работающие поколения служащих, каждое с различными степенями владения современными технологиями, имеют больше общих черт, чем абсолютных различий.

Вряд ли Millennials ищут что-либо другое, чем то, что большинство старших хотело бы видеть (да так и не увидело) на своем рабочем месте. Бесплатная еда, игры, чтобы расслабляться в перерывах, более гибкий рабочий график, возможность работать, где и как мы хотим, и еще многое и многое.

Различие в основном заключается в том, что некоторые очень умные молодые люди успешно создают компании-монстры и делают в них то, что мы будем любить. Так что сегодня относиться к поколению Millennials, пожалую, престижно.

Так, в общем, выглядят основные моменты, связанные сегодня с молодым поколением и IT. Как мог заметить читатель, этот обзор написан, так сказать, «крупными мазками». Проблема Millenials сложна и имеет множество аспектов. Но... обратного пути нет, как нет и сослагательного наклонения в истории. Нынешние Millenials повзрослеют, остепенятся и, может, быть, начнут воевать с теми, кто идет им на смену и кого уже окрестили «Поколением Z».

Generation Z

Определение «Gen Z» относится к людям, родившимся после Millenials (с 2005 г., согласно принятой нами классификации).

Никакого соглашения по точным датам этого поколения не известно. Его начало разные авторы весьма вольно относят к 1995 — 2005. Единственное, что верно — те, кто рождается сейчас, также относятся к нему. Можно предположить, что, исходя из длительности предыдущих поколений (17-22 года), смена произойдет где-то в 2020-24 гг.

Само название генерации также не появилось внезапно. Издание USA Today в свое время даже объявило конкурс на лучшее название следующего поколения после Millennials. Предлагалось множество вариантов: iGeneration, Gen Tech, Gen Wii, Net Gen, Digital Natives, Gen Next, Post Gen, Scholars Gen, Plural Gen и др.

Все эти названия в какой-то мере отражают характерные черты поколения, а то, что их много, и говорит о его многогранности. «Digital Natives», «цифране» подразумевает среду, в которой они растут с рождения. «Plurals» — это и есть множественность.

Если говорить о США, то они наиболее нестандартны из всех поколений и относятся к самым разным этническим группам и религиям. И что особенно нестандартно — они гораздо меньше верят в традиционную «американскую мечту», чем предыдущие поколения. Впрочем, это в различной степени относится и к другим странам и народам.