ИТ как неизбежность для страхового бизнеса

4 ноябрь, 2013 - 10:22Руслан Костецкий

Позвонил на днях в свою страховую компанию, чтобы продлить полис на автомобиль, и, выяснилось, что она уже находится в состоянии ликвидации…

Как оказалось, в нынешнем году в Украине закрылось около 30 страховых компаний! Закрылись они по самым разным причинам, в том числе из-за того, что не смогли выполнить обязательства перед клиентами, то есть попросту не смогли выплатить причитающиеся деньги.

Я много слышал про страховое мошенничество, но даже не предполагал, что в Украине оно занимает от 15 до 20% всех страховых случаев, а около 70% этих правонарушений приходится именно на сферу автострахования.

Сразу возникла мысль о том, что, возможно, разорившиеся компании могли бы еще работать и даже, может быть, процветать, внедрив в нужное время системы «антифрод». Ведь данные решения как раз и нацелены на выявление подозрительных операций, групп лиц и мошеннических схем. Они осуществляют сбор разнородной информации об объектах исследования: налоговые данные, перемещение по стране и за границей, имущество в собственности, социальные связи, прописка, участие в коммерческой деятельности, пенсионные отчисления, банковские переводы и так далее. После этого система анализа социальных связей помогает увидеть взаимосвязи между разными людьми; понять, общается ли человек с уже известными мошенниками. Система интеллектуального анализа текстовой информации позволяет работать с текстовым интернет-контентом, в том числе с сообщениями пользователей в соцсетях и блогах, и оценивать настроения и намерения людей. Методы прогнозной аналитики дают возможность выявлять случаи мошенничества со стороны конкретных граждан, организаций и групп. В единой связке все эти решения работают наиболее эффективно, повышая точность анализа и помогая при проведении расследований и прогнозов.

Насколько мне известно, сегодня в странах СНГ специальное аналитическое ПО в страховых компаниях не используется, и работают они по старинке: специальный сотрудник расследует страховые случаи, сам проводит экспертизу и т.д. В России компания SAS уже начала работу над этим вопросом, тестируя соответствующее решение SAS Fraud Framework, которое как раз предназначено для проактивного обнаружения, предотвращения и расследования потенциально мошеннических действий.

Да, подобные внедрения требуют инвестиций, экспертизы и времени, но они позволяют минимизировать убытки от рисков, связанных с недобросовестными клиентами, а в наших реалиях (судя по приведенной выше статистике) – для многих страховых компаний фактически сохранить бизнес. Я уже не беру в расчет рядовых пользователей, которые в результате стабильной работы страховщиков смогут просто сберечь свое время при оформлении автостраховки.