IT и IPO

9 июнь, 2011 - 12:04Александр Попов

Сегодня тема выхода на биржу для многих компаний вновь стала актуальной. IPO – возвращается в число самых популярных слов в лексиконе финансового директора любого серьезного предприятия.

Что необходимо компании для успешного первичного публичного размещения? Процесс этот крайне непрост имеет много уровней, граней и пр. Я затрону лишь небольшую часть, которая непосредственно связана с IT.

Одним из важнейших требований при выходе на биржу является наличие системы формирования отчетности по МСФО и проведенный аудит. Причем отчеты в формате МСФО необходимо предоставить за последние 3 года. Поэтому IT-директору зачастую приходится предугадывать желания собственников и быть готовым предоставить информацию сейчас, а не «мы сейчас начнем готовить и через 3 года вы ее получите…».

Отчеты возможно создавать в любой системе, в США есть еще компании, которые выходят на IPO и пользуются Excel'ом для отчетов.
Однако имеются специализированные решения, которые дают ряд преимуществ. Каких именно?

Во-первых, сроки предоставления отчетности. Если компания без задержек вывешивает на своем сайте годовой отчет для инвесторов, для последних это хороший признак того, что эта компания имеет хорошо прописанные бизнес-процессы и обладает прозрачностью. Специализированные решения значительно сокращают время подготовки отчетности путем исключения ручного труда, как в случае с Excel.

Во-вторых, повышение капитализации компании. Когда инвестор видит, что используется апробированное решение от того или иного известного производителя, это является своеобразной гарантией правильных подходов и улучшает восприятие компании. Затраты на подготовку к выходу на биржу оцениваются в сотни тысяч и иногда миллионы долларов (в стоимость входит и создание методологии, и IT-продукты, и работы IT-специалистов по внедрению). Причем, чем глубже проходит автоматизация компании – тем больше расходов, но и выше капитализация.

В-третьих, сокращение сроков проведения внешнего аудита и, как следствие, уменьшение стоимости. Аудит от компании большой четверки стоит десятки-сотни тысяч долл. Аудиторам намного легче разобраться с системой, специально разработанной для их работы и знакомой им, чем вникнуть в решение, построенное, например, на базе Excel или 1С. Как следствие, процесс идет быстрее, существенно сокращается время работы аудиторов (а оно, как известно, не дешево).

И наконец, в четвертых, повышение эффективности работы самой компании. Помимо выполнения формальных требований листинга, компания внедряет передовые методы работы. Финансисту не приходится заниматься рутинной работой с ячейками/формулами и пр. Продукт, автоматически выполняет подобные задачи, и даёт время специалисту на те задачи, которые может решить только он (например, финансовый анализ).