История одного банка и Антимонопольного комитета Украины

9 июль, 2013 - 09:31Дмитрий Луговой

Некоторое время назад в одном из украинских банков возникла ситуация, когда отсутствие качественных метаданных привело к прямым убыткам, а также к штрафам со стороны органов государственного регулирования.

Итак, недавно один из украинских банков, в связи с резко изменившейся финансовой ситуацией на рынке, был вынужден в одностороннем порядке изменить тарифы на свои услуги. Кроме всего прочего, перемены коснулись процентных ставок для физических лиц по кредитным линиям и депозитам. Изменение тарифов банка привлекло внимание органов государственного регулирования, а именно Антимонопольного комитета Украины (АМКУ). В связи с этим комиссия АМКУ потребовала предоставить информацию, которая могла бы обосновать целесообразность изменения тарифов.

Руководство банка ответило на запрос и предоставило отчеты, показывающие снижение средней доходности по клиентам (average income per customer). Отчеты подтверждали снижение общей прибыльности банка, что отражалось на его конкурентоспособности на рынке Украины.

Эти цифры были достаточно весомым аргументом и удовлетворили требования АМКУ, однако для принятия окончательного решения комитету понадобилась детальная сопроводительная документация, которая могла бы служить аргументом и подтверждением правильности предоставленных расчетов. Вот тут-то и возникла потребность в полных и качественных метаданных. В процессе сбора данной документации руководство банка обнаружило, что их специалисты не в состоянии предоставить такую информацию. Проблема заключалась в том, что существующая документация, в которой описывается методика расчета, уже устарела, а сотрудник, который мог бы прокомментировать данный документ, уже не работает в банке, и никто из его коллег не в состоянии взять на себя ответственность за правильность используемых в расчетах формул.

АМКУ конечно же пригрозил штрафами в случае не предоставления всей требуемой информации в срок. Чтобы собрать эти данные, банк затратил огромный объем ресурсов. Для решения проблемы понадобилось провести полный анализ формирования отчетности в банке, что, как известно, является очень сложным и трудоемким процессом.

Таким образом, недостаточное качество бизнес-метаданных, отсутствие их полного и четкого описания, а также ответственных за информацию обернулось для банка прямыми убытками.

Данная ситуация — еще одно подтверждение того, что всем нам следует задуматься о необходимости внедрения системы управления метаданными и грамотного построения процессов управления метаданными в наших компаниях.