Интернет и экономика

21 ноябрь, 2013 - 14:21Євген Куліков

Интернет упрощает коммуникации и поиск информации, способствует развитию телекома и росту продаж различных устройств доступа, например планшетов и смартфонов. Однако, возможно ли оценить его влияние на экономику страны, скажем украинскую, в денежном выражении? Ответ на этот непростой вопрос попытались выяснить компании Google и GfK.

Результаты первого исследования «Влияние Интернета на экономику Украины», которое проводилось компанией GfK по заказу киевского офиса Google, были представлены на специальном мероприятии, интерес к которому проявили партнеры компании, а также представители государственных учреждений. Исследование основано на телефонных интервью с руководителями более 1 тыс. украинских предприятий разных размеров, отраслей и регионов. Опрос проводился в июне-июле. Главным критерием было наличие на предприятии не менее четырех компьютеров.

В ходе исследования выяснилось, что у 76% из опрошенных предприятий доступ к Интернету имеют все компьютеры, а 79% используют широкополосное проводное подключение.

Однако способы использования Интернета украинскими предприятиями сегодня ограничиваются всего несколькими популярными решениями. Собственный веб-сайт имеют 62% респондентов. Онлайн-рекламу размещает около трети (34%) украинских компаний, при этом 25% из них имели однократный опыт размещения рекламы (реже одного раза в год). Продвижением компании через социальные сети занимается 22% опрошенных предприятий. Около трети предприятий осуществляют закупку продукции для своих нужд в Интернет-магазинах; в то же время, продажей своей продукции через Интернет занимается только 12% компаний.

Уровень использования таких сервисов, как передача данных с мобильных устройств на сервер, веб-конференции, использование облачных сервисов для совместной работы над документами и планирования – составляет среди опрошенных менее 20%.

Интернет и экономика

Наблюдается существенный разрыв между интенсивностью использования Интернета компаниями разных регионов, так если для Киева этот показатель составляет 31,6%, то для севера страны он на треть ниже – 21,4%. Среди отраслей лидирует транспорт, туризм и розничная торговля – на относящихся к ним предприятиям интенсивность достигает 29%

Исследование показало, что предприятия, активно использующие в своей деятельности Интернет, в 2012 г. успешнее развивали свой бизнес, достигли более высокого уровня рентабельности и темпов роста заработной платы работников по сравнению с предприятиями, которые используют Интернет менее интенсивно.

По оценкам аналитиков, рост интенсивности использования Интернета среди украинских предприятий на 10 пунктов (ныне он составляет 25 из 100) добавит 1 процентный пункт к темпам роста ВВП. Так, например, в прошлом году темп роста ВВП Украины составил 0,2%. Соответственно при более интенсивном использовании Интернета мог бы достичь 1,2%, что в денежном выражении составляет дополнительные 14 млрд. грн. для экономики Украины.

Безусловно, некоторые выводы исследования неоднозначны, а методика имеет потенциал для совершенствования. Однако, это неплохая отправная точка для оценивания дальнейшего прогресса в данной области. И то, что компания Google сочла необходимым проведение подобного исследования и нашла для этого возможности, свидетельствует о повышенном интересе серьезных игроков мирового уровня к отечественному рынку.