Интернет-пользователи уходят в социальные сети и медиасервисы

9 март, 2011 - 15:30Елена Дериева

После заметного спада в индустрии в 2009 г. основные тренды в цифровом мире, зафиксированные в 2010 г. дают значительный повод для оптимизма, в особенности в таких сегментах как реклама и е-коммерция. При этом ландшафт Сети меняется чрезвычайно быстрыми темпами, что вероятно приведет к значительной модернизации маркетинговых стратегий уже в ближайшем будущем

За прошедший год мировой рынок цифровых услуг претерпел заметные изменения – рост популярности социальных сетей, все большее распространение мобильных устройств новых поколений, повышение спроса на видеоконтент, создали новые возможности для развития сервисов и привлечения клиентов. Аналитическая компания comScore недавно опубликовала собственное исследование, в котором детально изучила основные тренды, характеризующие развитие Сети в 2010 г. в Европе и США.

Пожалуй наиболее значительной мировой тенденцией является увлечение социальными сетями, время пребывания в которых постоянно растет. Так, в Северной Америке в социальных сетях вращается 89,8% пользователей Интернета, в Латинской Америке - 87,7%, а в Европе - 84,4%, почти на 11% больше чем годом ранее. Рост социальной активности в Сети характерен для всех регионов Европы, но более всего России (+21,5%), Германии и Австрии. Наибольший интерес к таким ресурсам проявляют европейские женщины, которые проводят там в среднем 24,3% времени, в то время как мужчины 16,8%, и эти показатели несколько выше чем среднемировые и североамериканские. Одновременно аудитория социальных сетей постоянно молодеет - более четверти пользователей 15-24 лет, почти 25% - 25-34 лет.

Говоря о социальных ресурсах Интернета невозможно обойти вниманием феномен Facebook – в декабре число европейских его посетителей превысило 230 млн, американских – 180 млн. И европейцы, и американцы проводят в Facebook больше времени, чем на любом другом ресурсе, в том числе, например, Google. В США популярна также MySpace, молодые европейские пользователи наряду с Facebook отдают предпочтение Twitter, LinkedIn пользуется успехом преимущественно у людей 35-54 лет, а старшее поколение общается как правило на профессионально-ориентированных ресурсах. На конец 2010 г. в Турции в сообществе Facebook было зарегистрировано рекордных 90,4% пользователей Интернета, сеть уверенно набирает поклонников в Португалии, Германии и Австрии, в прошлом году ее аудитория превысила число подписчиков местных Hi5, StudiVZ и VZ-Netzwerke. Тем не менее, в Европе остались островки, где локальные социальные ресурсы выдерживают конкуренцию – это Нидерланды (Hyves), Польша (Nasza-klasa.pl) и Россия (Vkontakte, Odnoklassniki и Mail.ru – My World), причем в последней проникновение Facebook наименьшее, всего 18,8%.

Интернет-пользователи уходят в социальные сети и медиасервисы

Время, проводимое европейцами на популярных ресурсах (по отношению ко всему времени пребывания в Интернете)

На этом фоне постоянно увеличивается число поисковых запросов, выполняемых непосредственно в Facebook – к его инструментам обращается более 30% интернет-аудитории. Впрочем, это не слишком сказывается на популярности лидеров поискового рынка: как и прежде, ведущую роль здесь играет Google (к нему обращаются 70% пользователей США, и 90% в Европе), примерно 24% работают с поисковой машиной Microsoft, в десятку лидеров поисковых запросов входят также eBay, Yahoo!, Yandex.

Зато в других сегментах популяризация социальных сетей сказывается значительно – они вытесняют с рынка сервисы мгновенных сообщений: в 2010 г. число их пользователей сократилось на 8%, а время, проведенное в чате – на 39%. Подобной участи не удалось избежать и почтовым службам на территории США - здесь зафиксировано заметное снижение активности во всех возрастных категориях до 54 лет, одновременно значительно, более чем на 20% выросла аудитория пожилых людей, вероятно, это связано с тем, что все больше лиц пожилого возраста осваивают ПК и современные средства коммуникаций. В то же время Европейские почтовые сервисы находятся в равновесном состоянии. Здесь имеются свои особенности: если молодежь до 34 лет перенесла свою активность в социальные сети, то люди старше 35, примыкая к социальным сообществам пользуются для общения привычными почтовыми службами не меньше, а в среднем больше на 6%.

Интернет-пользователи уходят в социальные сети и медиасервисы

США: распределение рекламы по Интернет-ресурсам

Поскольку разного рода сообщества стали неотъемлемой частью онлайновой активности, в прошлом году заметно активизировался сегмент рекламы в социальных сетях, ведь этот канал обладает огромным потенциалом для привлечения клиентов, а уникальные данные о предпочтениях пользователей открывают широкие возможности воздействия на целевую аудиторию. Так, в прошлом году в Великобритании общее время демонстрации рекламы в социальных сетях выросло на 47%, Франции - на 64%, а в Германии - почти удвоилось. Впрочем, отношение к продвижению в данном канале у рекламодателей неоднозначное, ведь число переходов по ссылкам относительно невелико. Тем не менее, как утверждают эксперты, они играют очень заметную роль в формировании брендов: онлайновая реклама достигает более 97% пользователей в США, Великобритании, Франции и Германии. Несколько менее эффективны в аспекте продвижения товаров другие службы: почтовые, мгновенных сообщений, фото, коллективных скидок.

Последние, кстати, в 2010 г. оказали заметное влияние на поведение покупателей в сети, особенно в Европе, где они набирают популярность - только за декабрь их аудитория выросла на 162% и достигла 34,9 млн посетителей. Наибольший вклад в расширение этого сегмента оказал ресурс Groupon, который после приобретения основного европейского конкурента смог расширить свою деятельность и занять почти треть европейского рынка. Принимая во внимание, что резкого экономического роста пока не предвидется, следует ожидать активизации служб, способствующих экономии средств, а вирусоподобная природа таких ресурсов как Groupon (они способствуют распространению предложений через Facebook и Twitter) будет инициировать их рост и в ближайшие годы.

Интернет-пользователи уходят в социальные сети и медиасервисы

Популярность услуг мобильного интернета в США, Японии и ведущих странах Европы

2010 г. стал периодом укрепления позиций онлайнового телевидения: в Европе проникновение этих служб увеличилось на 7,5% и достигло 47,4% пользователей, практически догнав показатели США. В Европе с большим отрывом лидирует немецкий видеогигант ProSieben с 32,5 млн пользователей в декабре, что почти вдвое больше чем у французского Groupe TF1, в США – Hulu, заметно прибавили ABC, CBS, NBC, Fox. Наиболее популярно онлайновое телевидение у мужчин, в особенности возрастной категории до 35 лет, больше всех, 18 часов в месяц, смотрят телепрограммы онлайн жители Германии. При этом во всех регионах наблюдается увеличение продолжительности среднего времени просмотра и рост предложения платного контента.

Что касается мобильного рынка, то здесь во многом сохранились тенденции 2009 г. Так, в пяти ведущих европейских странах (Великобритания, Франция, Германия, Испания, Италия) наблюдается значительный рост использования смартфонов, сейчас на них приходится 31,1% мобильных аппаратов, даже больше чем в США (27%). ОС Symbian пока сохраняет позиции лидера, но рост в значительной мере связан с успехом аппаратов на Google Android и Apple, и в ближайшее время эти платформы станут еще более популярными. В США, напротив, проникновение ОС Symbian невелико, превалируют смартфоны RIM, практически сравнялось число аппаратов Apple и Android. Следует отметить, что и в Европе, и в США число мобильных аппаратов с поддержкой 3G достигло 50%, значительно (до 30%) увеличилась доля абонентов с безлимитными тарифными планами, и это свидетельствует о происходящих на мобильном рынке качественных изменениях, которые неизбежно приведут к росту спроса на мобильные медиа в следующем году.

Увеличение популярности онлайновых просмотров и их продолжительности, а также расширение аудитории, получающей доступ к медиа с мобильных устройств, повлечет рост сегмента видеорекламы. Рост социальной активности в Интернете продолжится, что неизбежно приведет к бурному развитию маркетинга на этих платформах. По оценке IAB Europe в 2011 г. на интернет-рекламу будет тратиться 20% всех рекламных бюджетов (вдвое больше чем в 2009 г.), при этом будут применяться инновационные технологии планирования акций, достижения целевой аудитории, пр. Все чаще отдельно взятый пользователь работает в интернете с устройств разных классов. Понимание того, когда и в каких целях они применяются станет существенным фактором для развития интернет-рекламы и приведет к модернизации подходов к оценке эффективности маркетинговых стратегий.