Интерактивное телевидение: попытка номер пять?

13 март, 2002 - 00:00Александр Москалюк

 


В прошлом номере вам была предложена статья о сегменте так называемого "видео по запросу", сегодня мы поговорим о пока столь же экзотичном секторе индустрии -- интерактивном телевидении.


Любознательный читатель, вооружившись любимым орудием поиска в Глобальной Сети, может провести собственное расследование по теме интерактивного телевидения. Что странно, так это большое число газетных материалов, которые озаглавлены "Интерактивное телевидение приходит в нашу жизнь" или "iTV: теперь уже по-настоящему". Наибольший интерес вызывает тот факт, что материалы о грядущем расцвете интерактивного телевидения появлялись как в 1998 г. (журнал "Fortune", июль 1998, материал озаглавлен "Interactive TV: It's Baaack!!!"), так и в нынешнее время (журнал "Boardwatch", март 2002, материал "It's baaack. Is Interactive TV For Real This Time?").

Идеями интерактивного телевидения интересовались весьма крупные компании, доходы которых исчисляются не одним миллиардом долларов. Не стоит рассматривать данную индустрию как вотчину энтузиастов-радиолюбителей, в гараже разрабатывающих революционную платформу, которая внезапно покорит телевизионно-сетевые просторы. За создание интерактивного телевидения брались на американской территории такие монстры, как AOL Time Warner и Microsoft, даже в России интерактивное телевидение планировалось запустить к осени 2001 года компанией Arrava.


Что такое iTV, и в чем проявляется его интерактивность

Интерактивное телевидение попытка номер пять?
Несмотря на то что поиск в большинстве популярных словарей определения термина интерактивного телевидения либо ни к чему не приводил, либо аббревиатура iTV расшифровывалась просто как "interactive television". В специализированном словаре, четкое определение данному термину найти удалось. Как понятно из адреса сайта, ресурс целиком посвящен терминам, применяемым в интерактивном телевидении. По мнению iTVdictionary, интерактивное телевидение есть не что иное, как смесь в различных пропорциях телевизионных и сетевых технологий. Может, и не совсем четко и строго, но тем не менее хоть что-то.

Но вернемся к определению. Теоретически телевидение может выступать в роли транслятора информации, в то время как сетевое подключение, доступное пользователю то ли с помощью приставки, то ли посредством самого телевизора, позволит получить более подробную информацию о содержании программы, а если предусмотреть возможность двустороннего контакта, то даже поучаствовать в трансляции.


Первые ласточки

В одном из недавних выпусков "Компьютерного Обозрения" мы уже писали об эксперименте компании Time Warner в штате Флорида, когда после миллионных затрат и нулевых поступлений руководством компании был сделан вывод: video-on-demand пользуется невысоким спросом среди населения.

Два года спустя интерактивным телевидением занялся неутомимый Стив Перлман (Steve Perlman), под руководством которого и создавалась компания, впоследствии проданная Microsoft и получившая название WebTV. Сегодня, анализируя прошлое, многие аналитики утверждают, что если кто-то и выиграл в данной сделке, то это Перлман -- вся маркетинговая мощь Microsoft ушла на то, чтобы завоевать компанией WebTV-рынок размером в 1 млн. пользователей, что по американским меркам не является показателем успешного проекта.

За $150 к осени 2001 года приставку под управлением Microsoft Windows CE получить в собственный дом потенциально имел возможность каждый москвич. Предыдущее предложение следует читать в сослагательном наклонении, так как реальностью российский проект так и не стал. Еще в январе 2001 года в интервью "Компьютерре" президент Arrava Илья Пономарев сообщил о планах запуска проекта в начале осени этого же года, а годом позже в другом российском информационном агентстве кратко излагалась история интерактивного телевидения в России: "Проект "интерактивного телевидения" провалился -- желающих финансировать его не нашлось".

Соотношение пользователей iTV
к общему числу населения в Европе, %
Страна 1999 2000 2001 2002 2003
Германия 1 2 4 5 6
Франция 10 12 13 14 15
Италия 2 3 4 5 5
Испания 4 6 7 8 8
Великобритания 3 13 21 29 34
По всей Европе 2 4 7 9 12
Источник: Morgan Stanley Dean Witter



Европейское iTV

В сфере технологий существует золотое правило: если успешных американских проектов в какой-либо области с неплохим потенциалом не наблюдается, то, скорей всего, данные технологии успешно развиты в Европе. Рынки мобильной связи, высокоскоростных беспроводных коммуникаций и др., не получив толчка к развитию в США, успешно расширяются в Европе. Аналогичная ситуация сложилась и в мире интерактивного телевидения -- в февральском отчете Strategy Analytics, где сделан подробный обзор глобального рынка iTV, указаны следующие показатели: 62% пользователей находятся на Европейском континенте, 18% -- в Америке и 10% -- в Азии.

Во Франции в 2001 году доступ к интерактивному телевидению имели 8 млн. человек. Цифра не очень впечатляющая, если учесть, что упомянутый ранее проект WebTV мы назвали неуспешным из-за того, что только лишь один миллион клиентов оплачивали предоставляемые услуги. Но во Франции всего 8 млн. пользователей Internet (по данным все той же Strategy Analytics). А это значит, что молодой рынок интерактивного телевидения в данной стране находится на том же уровне, который был достигнут всеми французскими провайдерами в течение нескольких лет.

В Туманном Альбионе число пользователей интерактивного телевидения будет поменьше -- всего 5 млн. на все Объединенное Королевство. При этом пользователей Сети в Великобритании к началу года насчитывалось около 33 млн., если верить отчету Nielsen//NetRatings.

Хотя и у британцев есть показатель, который позволяет сравнить активность пользователей интерактивного телевидения и Internet. По данным британского офиса Domino's Pizza, через систему интерактивного телевидения местные пиццерии получили вдвое больше заказов на доставку готовой пиццы, чем от пользователей Internet. Отвечая на вопрос о месячном обороте на рынке интерактивного телевидения, Domino's Pizza называет цифру в 300 тыс. долл.

Британских производителей пиццы, наверняка, обрадует и отчет Gartner, сделанный в январе этого года. Аналитики компании проанализировали европейский рынок интерактивного телевидения и выяснили, что 50% британских пользователей, у которых дома имеется доступ к iTV, понятия не имели о возможности совершения покупок с помощью телевизионного пульта. Среди французов "коэффициент невежества" составил 75%, так что коммерческая привлекательность рынка интерактивного телевидения имеет неплохой потенциал.

Распределение доходов в сегменте интерактивного
телевидения в период с 1999 г. по 2004 г., млн. долл.
Источник дохода 1999 2000 2001 2002 2003 2004
Реклама 94 183 403 948 2085 4065
e-commerce 168 445 935 1730 3027 4843
Абонентская подписка 403 1008 1662 1995 2294 2523
Итого 665 1636 3001 4672 7406 11432
Источник: eMarketer



iTV сегодня

В мае этого года в Соединенных Штатах японская компания Matsushita Electronics и крупный национальный провайдер EarthLink собираются провести очередной эксперимент в области интерактивного телевидения: Matsushita представит на американский рынок телевизор Panasonic, на котором будет красоваться наклейка "iTV-ready". Доступ в Internet будет предоставлен компанией EarthLink, которая утверждает, что установка новой системы не вызовет осложнений даже у самых дремучих пользователей. Matsushita решила использовать в данном проекте наработки американской компании TeleCruz, которая и создала middleware, применяемое в проекте.

Телевизор с размером диагонали в 32 дюйма не станет дешевым удовольствием, его цена на полках магазинов составит $849 плюс ежемесячную плату за доступ к Сети, размер которой EarthLink пока не определила. Обе компании называют проект "пробным", и это дает основания думать, что слишком большие надежды на новую модель возлагаться не будут. Реклама сервиса будет проходить под брэндом EarthLink в рамках программы EarthLink Everywhere, в которой потенциальным подписчикам EarthLink сообщат о возможности доступа к стандартному набору услуг с различных платформ.


Оптимизм аналитиков

Постепенно интерактивное телевидение становится действительно глобальным явлением. К 2005 году аналитики Cahners In-Stat предсказывают использование этой технологии в 33 млн. семей только на территории США. Интерактивное телевидение сегодня позволяет получить доступ к электронной почте в таких уголках планеты, как Бразилия и Венесуэла, где продвижением данной технологии занимается компания DirecTV. А о приходе iTV в нашу жизнь может также свидетельствовать тот факт, что 7 марта к наградам Emmy добавилась новая -- "За лучшую интерактивную ТВ-программу".