«Инкубационный период на «облачном» рынке Украины завершился»

24 июль, 2014 - 16:39Леонід Бараш

На технологическом практикуме «Облака без лишних слов» генеральный директор De Novo Максим Агеев представил обзор тенденций на рынке облачных сервисов Украины по данным исследования, проведенного IDC и De Novo. В репортаже о практикуме мы представили доклад Максима весьма конспективно. Ввиду высокого интереса наших читателей к этому выступлению, вы сможете посмотреть выступление целиком и узнать о нем подробнее из статьи.

В исследовании отечественного рынка облачных технологий, которое провели IDC и De Novo, приняли участие 278 ИТ-директоров крупных и средних предприятий Украины. Какова же ситуация на рынке облачных услуг в Украине? По оценке Максима Агеева, этот рынок еще очень молодой и очень подвижный. Тем не менее, оказалось, что на фоне неблагоприятных условий для бизнеса, снижения ВВП и экономической стагнации рынок услуг ЦОД и облаков в Украине развивался высокими темпами. Правда, нужно учитывать, что речь идет об довольно низкой стартовой базе.

«Инкубационный период на «облачном» рынке Украины завершился»

Из приведенных докладчиком диаграмм следовало, что хотя объем рынка ЦОД в 2013 г. превышал объем рынка облачных сервисов примерно в три раза, темпы роста последнего были в 1,5-2 раза выше, а совокупный объем достиг 5,78 млн. долл. По мнению Максима Агеева, конец прошлого и начало текущего года явился важной переломной точкой восприятия потребителями облачных сервисов. Конечно, это качественный показатель, и трудно прогнозировать, во что он выльется в ближайшие год-два. Но уже сегодня и цифры, и настроения специалистов говорят о том, что инкубационный период на «облачном» рынке Украины завершился. Облачные технологии из концепции переходят в практическую плоскость, ими пользуется все большее количество заказчиков, и потребление начинается с наиболее понятной услуги — IaaS. Темпы роста потребления сервиса IaaS были самыми высокими — с 1,22 млн. долл. в 2012 г. до 3,97 млн. долл. в 2013 г. Это не специфика Украины — такая же картина наблюдалась и на более развитых рынках.

Меняются также доли рынка зарубежных и украинских облачных провайдеров: если три года назад было практически 100-процентное доминирование первых, то в 2012 г. их соотношение стало 69%/31%. Однако существенный перелом произошел в 2013 г. Отечественные провайдеры отвоевали значительную долю рынка, и соотношение достигло 55%/45%. В частности, бизнес облачных услуг De Novo в 2013 г. вырос в 3,54 раза по сравнению с 2012 г.

«Инкубационный период на «облачном» рынке Украины завершился»Компании Amazon украинские пользователи доверяют только самые простые запросы. Но как только заходит речь о гораздо более сложной инженерной или организационной задаче, к примеру, такой как перемещение или разворачивание новой корпоративной инфраструктуры, создание достаточно сложного ИТ-ландшафта, мощных ВМ, то картина меняется. Именно подобные запросы от крупных и средних предприятий стали драйверами роста облачных сервисов в Украине в прошлом году. Под их влиянием De Novo трансформируется из системного интегратора и оператора облачных услуг в гибридного оператора, когда для создания сложного облачного ландшафта требуется комплексная поддержка заказчика проектными работами и опытом, организацией каналов миграции. В этой ситуации отечественные провайдеры могут получить значительные преимущества перед иностранными.

Безусловно, развитию рынка способствует и рост уровня знаний об облачных технологиях. Если год назад было достаточно много специалистов, которые не знали, что такое облачные технологии или относились к ним с недоверием, тот в 2013 г. большинство потребителей заявили, что они знают, что это такое, что они опробовали облачные сервисы, и те их, в принципе, устраивают. Более того, большинство опрошенных ИТ-директоров включило облачные технологии в свои стратегические планы. Это свидетельствует о том, что облака перестали быть диковинкой, о которой интересно поговорить, но не использовать.

«Инкубационный период на «облачном» рынке Украины завершился»

В 2014 г. изменилась модель потребления облачных услуг. Все большее количество клиентов отказываются от построения полноценного частного облака. Согласно проведенному опросу, 40% компаний хотят использовать облака внешнего провайдера, в то время как частное предпочитают 28%, а гибридное — 32%. Причины этого, по словам Максима Агеева, достаточно простые. Во-первых, построить собственное облако намного сложнее, чем кажется на первый взгляд, поскольку развить новую модель потребления сервисов в рамках существующих ИТ-служб не так просто. Это связано не столько с профессионализмом специалистов, сколько с организационным уровнем предприятия. Обращаясь к внешнему провайдеру, предприятие существенно экономит на экспериментах, по сути, на R&D и может полностью сконцентрироваться на своих бизнес-задачах.

«Инкубационный период на «облачном» рынке Украины завершился»

Что же интересует украинского пользователя больше всего? Это как управлять рисками облачной инфраструктуры (97% опрошенных), как рассчитать ТЭО использования облачных сервисов (81%), как построить частное облако (78%) и что такое гибридное облако и как его построить (69%). Такова первая четверка наиболее часто задаваемых вопросов. В числе опасений со стартом потребления облачных услуг на первом месте стоит утрата конфиденциальных данных (71%). По мнению докладчика, эта тема будет № 1 в течение достаточно длительного времени, и ее значение будет расти по мере увеличения потребления облачных услуг. Второе место занимают вопросы интеграции с существующей инфраструктурой (56%). Опыт De Novo показывает, что переход в облако является достаточно сложным процессом. Если два-три года выступающие говорили, что это быстро, надежно и дешево, то практика показала, что это не совсем просто, далеко не всегда надежно, особенно при недостаточном опыте миграции, и не очень дешево. Зависимость от провайдера и качество поддержки волнует только 40% опрошенных специалистов. В то же время 91% пользователей привлекает доступность ИТ-сервисов, а 86% — снижение затрат на ИТ. В условиях, когда постоянно уменьшается бюджет, когда администрация не выделяет денег на развитие и модернизацию ИТ-систем и т. п., ИТ-директора вынуждены были искать альтернативные решения. По мнению Максима Агеева, именно второй пункт и явился одним из стимулов развития облачного рынка в Украине. Такое положение дел подтверждается падением поставок оборудования.

В определенной мере динамику развития рынка облачных сервисов Украины отражает динамика роста бизнеса компании De Novo. На представленном ниже слайде видно, что в сентябре 2013 г. показатели усредненного объема потребляемых ресурсов были 5,6 ВМ на заказчика, 24 ГГц vCPU, 48 ГБ vRAM и 956 ГБ vHDD. Однако уже к июню 2014 г. эти показатели составили 7 ВМ на заказчика, 26 ГГц vCPU, 78 ГБ vRAM и 2092 ГБ vHDD. На слайде также была приведена инфраструктура корпоративного класса крупнейшего клиента De Novo (верхний правый угол). Последний пример показывает, что в облаке можно решать очень сложные задачи.

«Инкубационный период на «облачном» рынке Украины завершился»

Подводя итоги, Максим Агеев отметил, что модель использования облачных сервисов отвечает самым актуальным вызовам сегодняшней украинской экономики. Они позволяют экономить огромные средства предприятиям, которые находятся в очень непростой экономической ситуации. Главным же направлением развития станут гибридные модели корпоративных ИТ-инфраструктур. Опыт De Novo показывает, что облака — это не будущее, а уже настоящее для украинского ИТ-рынка.