Information Lifecycle Management – новая «большая вещь»

10 ноябрь, 2005 - 00:00Александр Черников

Несмотря на то что технологии продаж разрабатывают уже не одно десятилетие, маркетинг до сих пор остается преимущественно эмпирической дисциплиной. И в наше время часто загадка, почему отличный товар порой не пользуется спросом, иногда же наблюдается бум продаж, хотя и в том, и в другом случае он преподносится как «big thing» – «большая вещь», призванная решить все проблемы покупателей.

Ирония по поводу очередной активно продвигаемой «большой вещи» – излюбленный конек видавших виды бизнесменов и журналистов. Но ее как рукой снимает после стремительного роста популярности продукта, услуги и технологии. Тон публикаций меняется, и компания, снимающая сливки с рынка, тут же переходит из обширной категории мечтателей в число тех немногих, кто сумел угадать будущие потребности покупателей. Случается и обратное, когда поклонение «провидцам» очень быстро сменяется их полным забвением при неудачах.

В области быстро развивающихся корпоративных информационных технологий неоднократно наблюдалось и то и другое. Отношение к ERP как к панацее и довольно быстрый коллапс данного рынка. Спад и новая волна интереса к CRM. Трагичный финал ранней электронной коммерции и невероятный успех Google.

ILM – управление жизненным циклом информации – сейчас находится на ранних этапах своего становления. Существуют определенные предпосылки и в то же время разного рода препятствия для развития этого направления.

Попробуем разобраться, в чем заключается смысл ILM и насколько управление жизненным циклом информации может облегчить жизнь компаниям.

ILM: два года назад

Еще совсем недавно, в конце 2003 г., можно было найти публикации по ILM с названиями типа «Как отделить иллюзии от действительности» и т. п. Об ILM говорили как о технологии, благодаря которой «слепцы смогут прозреть, а хромые – начать ходить». И одновременно – как о направлении, в котором за умными словами и рассуждениями, возможно, кроется наибольший в IT обман за последние пять лет. Тогда еще только предстояло дать ответы на вопросы об истинной ценности ILM. Решает ли она реальные проблемы организаций? Что охватывает? Какую выгоду и как могут извлечь из ILM финансовые учреждения, государственные институты, коммерческие компании?

Information Lifecycle Management – новая «большая вещь»
Постулат, лежащий в основе концепции ILM: ценность информации меняется во времени. Как именно, попыталась оценить в своем исследовании Yankee Group

Различные разработчики дают неодинаковые трактовки ILM, но суть их сводится к следующему: это стратегия управления информацией, основанная на определенных правилах, охватывающих все информационные активы, все типы платформ и обеспечивающих соответствие стоимости хранения информации ценности последней для ведения бизнеса в любой момент времени. Другими словами, определенная информация должна быть настолько «под рукой», насколько она актуальна в настоящее время.

Правда, довольно давно была разработана концепция Hierarchical Storage Management, но она предполагала размещение информации по критерию частоты использования в едином массиве с различными типами устройств хранения. ILM идет дальше, распространяясь на сеть, покрывая всю IT-инфраструктуру и используя новые критерии.

Конечно, маркетинговые службы никак не могут обойтись без заявления о том, что «ILM – самая большая вещь в IT со времен появления ПК». Но в исследовании СМР 2003 г. 49% респондентов из североамериканских компаний заявили, что пока концепция ILM нереальна.

Результаты опроса «Is ILM for real?» таковы:

23% – «ILM занимаются продавцы воздуха. Нам нужны только продукты, которые заметно сокращают время резервного копирования».

17% – «ILM слишком туманная концепция, чтобы мы использовали ее для построения своих сетей хранения информации».

9% – «ILM – это просто еще один акроним. А кстати, что это?»

30% – «ILM станет в будущем существенным при выполнении требований нового законодательства».

21% – «ILM отвечает нашей потребности в объединении хранения с бизнес-процессами и приложениями».

Для того чтобы определить, как изменилось положение с тех пор, попробуем обратиться к одному из последних исследований IDC.

ILM сегодня: глазами аналитиков

Совсем недавно, в августе, вышел отчет IDC, озаглавленный примерно так же, как публикации двухлетней давности: Information Lifecycle Management Strategy: Aligning Data Costs with Data Value – достижение соответствия стоимости данных их ценности для организации. В нем были определены три главные причины необходимости принятия стратегии ILM: потребность сократить затраты на хранение данных, уменьшить емкость устройств хранения и увеличить безопасность при доступе к данным. Дополнительный фактор – требования законодательства.

IDC отметила, что организации должны принять более широкую интеграционную стратегию по отношению к информации. Конечная цель состоит в том, чтобы провести своеобразную дистилляцию накопленной корпоративной информации и извлечь из нее необходимые знания.

Компании часто рассматривают ILM как эффективный метод реализации двух критически важных стратегий – Business Continuity и Disaster Recovery – обеспечение непрерывности ведения бизнеса и восстановления информации, потерянной по разным причинам. Это могут быть аппаратные сбои и отказы, умышленные действия сотрудников, случайная модификация или удаление, наконец, пожар либо стихийное бедствие. Но в любом случае данные должны быть восстановлены в течение разумного отрезка времени.

Растущее понимание компаниями поддержания непрерывности деятельности и важности восстановления данных отмечается во всем мире. Например, в Австралии 83,1% организаций уже составили специальные планы, которые обновляются ежегодно или два раза в год. В Северной Америке подобную работу также проделали более 82% крупных и примерно 45% средних компаний. Но IDC отметила, что в Европе требования восстановления данных пока превалируют над обеспечением непрерывности и соответствием нормам законодательства.

Если говорить об аппаратном обеспечении, то сегодня в рамках ILM предполагается использование четырехрядной структуры хранения данных.

Корпоративные (Enterprise Class) устройства характеризуются высокими показателями стоимости, производительности и скорости доступа. Традиционно это были устройства хранения, непосредственно подключенные к серверам (Direct-Attached Storage, DAS). Сейчас все чаще используются blade-серверы и сетевые устройства хранения данных.

Следующий ряд – Inline/(S)ATA-устройства, имеющие меньшую стоимость при высоких технических данных дисковых массивов.

Nearline-устройства используют менее дорогие диски, обеспечивая опцию резервного копирования на ленты и восстановления с них.

Наконец, архивные системы представляют собой относительно медленные и по возможности дешевые накопители на магнитных лентах.

В целом, по мнению IDC, ILM является чем-то средним между текущим бизнес-планом организации и ее долгосрочной IT-стратегией. Это должна быть постоянно действующая служба, выполняющая множество инструкций и максимизирующая бизнес-воздействие информационных активов.

ILM сегодня: глазами разработчика

Официальное определение EMC, которое можно найти на ее сайте, пожалуй, наиболее емкое и точное: «ILM представляет собой процесс для превентивного информационного управления, которое позволяет получить максимальную ценность от накопленной информации по самому низкому значению ТСО в каждой временной точке жизненного цикла информации».

Согласно разработчику, ILM включает сегодня следующие понятия: бизнес-центричность, унификация, использование политик и гетерогенность.

При этом, подчеркивает EMC, речь идет не об инвестициях заказчиков в новую инфраструктуру, а о построении полного, непрерывного информационного управления на основе имеющейся, причем это может осуществляться постепенно. Как это происходит на практике?

Фаза первая. Выполняется консолидация устройств хранения данных, в том числе сетевых. Миграция на автоматизированное сетевое окружение устройств хранения данных создает основу для применения политик и многорядных платформ. В результате снижается сложность управления и повышается его гибкость.

Фаза вторая. Обеспечивается «выравнивание» уровня сервисов и ценности данных.

Фаза третья. Автоматизируются функции контроля и управления системой для своевременной персонифицированной поставки информации по определенным правилам.

Соответственно портфель ILM-продуктов и сервисов EMC сегодня включает:

  • достаточно широкий выбор сетевых платформ хранения данных – от мощных Symmetrix до среднеуровневых CLARiiON;
  • ПО для информационного менеджмента, которое автоматически управляет размещением, перемещением и каталогизацией информации в соответствии с ее ценностью;
  • инфраструктурное ПО (например, PowerPath), призванное обеспечить независимое от приложений перемещение информации, автоматическое устранение перегрузки устройств и общую балансировку нагрузки.

Наконец, эксперты помогают заказчикам разработать политики и классификацию приложений и данных, обеспечить соответствующий уровень сервисов и требуемую инфраструктуру, пересмотреть план внедрения бизнес-политик и правила их изменения. EMC также предлагает услуги поддержки для всех жизненных циклов IT, включая консолидацию, интеграцию, миграцию, рассмотрение специфических бизнес-процессов и т.д.

Второй ILM FORUM

Information Lifecycle Management – новая «большая вещь»
Константин Синюшин, генеральный директор «Документум Сервисиз СНГ»: «В рамках реализации ILM-стратегии корпорации EMC платформа Documentum отвечает за корпоративное управление неструктурированной информацией и взаимодействие с бизнес-пользователями»
Information Lifecycle Management – новая «большая вещь»
Говард Элиас
Information Lifecycle Management – новая «большая вещь»
Люк Брюне

Представительство EMC в России, странах СНГ и Балтии и «Документум Сервисиз СНГ», официальный представитель EMC Documentum в России и СНГ провели 12 октября в Москве II Международный форум по управлению жизненным циклом информации – ILM FORUM.

Его программа была составлена таким образом, чтобы и бизнес-пользователи, и IT-специалисты смогли получить сведения о том, как установить тесную связь между бизнес-процессами и компонентами IT-инфраструктуры для достижения основных целей бизнеса.

С ключевыми презентациями на форуме выступили Люк Брюне, генеральный менеджер EMC в России, СНГ и Балтии, Говард Элиас, исполнительный вице-президент EMC по корпоративному маркетингу, технологии и развитию новых направлений бизнеса, и Жан-Клод Бройдо, вице-президент и генеральный менеджер EMC Software по региону Европа, Ближний Восток и Африка.

Формат ILM FORUM 2005 включал конференцию, на которой было представлено более 70 докладов, а также выставку решений и технологий хранения и управления информацией – в ней приняли участие 24 экспонента.

Заседания конференции проходили по отраслевым бизнес-секциям: холдинги и логистика, государственный сектор, финансы, топливно-энергетический комплекс, промышленность и телекоммуникации. Технические секции для IT-специалистов были посвящены продуктам и решениям EMC и EMC Documentum. В общей сложности аудиторию форума составили более тысячи представителей крупных и средних предприятий СНГ.

В ILM FORUM приняли участие российские партнеры EMC и EMC Documentum, а также поставщики продуктов и технологий для построения систем управления информацией. Золотым спонсором ILM FORUM выступила комания «ТехноСерв А/С», серебряным – «КРОК», технологическим – Cisco Systems. Спонсорами также стали компании Dell, Oracle, «АйТи», «Деловые Системы», OXS, «Открытые Технологии» и «РБК СОФТ».

ILM: ближайшее и отдаленное будущее

EMC продолжает быстро совершенствовать свои системы. 25 октября текущего года появились сообщения о покупке ею фирмы Acartus, с которой EMC сотрудничала и ранее. Условия сделки не разглашаются, но президент департамента EMC Software Дэйв ДеУолт (Dave DeWalt), выступая в этот же день в Лас-Вегасе на главном ежегодном форуме компании, Momentum 2005, отметил, что данное приобретение – ключ ко всей стратегии обеспечения политик архивирования и доступа к информации. В результате, по словам ДеУолта, клиенты смогут архивировать и восстанавливать данные быстрее, дешевле и с меньшими рисками.

Information Lifecycle Management – новая «большая вещь»
Еще один кирпич в стене ILM: Acartus стала 18-м приобретением EMC за последние полтора десятка лет

Acartus, частная компания в штате Колорадо, создает ПО, которое позволяет захватывать, управлять, распространять и архивировать большие объемы генерируемой компьютерными системами информации: отчеты из ERP-систем, счет-фактуры, сводные данные по транзакциям, балансовые показатели из главной бухгалтерской книги и т. д. Продукт интегрируется с EMC Documentum и EMC Centera. Еще неделей ранее EMC приобрела за 275 млн долл. компанию Captiva, технологии которой расширяют возможности систем класса ILM при работе с информацией на бумажных носителях.

В своем выступлении ДеУолт также подчеркнул, что ближайшие несколько лет будут связаны со все более тесной конвергенцией технологий Enterprise Report Management и Enterprise Content Management, и EMC быстро продвигается в этом направлении.

Каковы же выводы? Исходя из приведенного выше, можно сказать лишь то, что не слишком длинная предыстория ILM пока не дает повода как усомниться в ее преимуществах, так и воодушевиться ее успехами.

Безусловно, так или иначе корпоративную информацию нужно использовать для ведения бизнеса – или удалить за ненадобностью. Ни одна компания не обойдется и без устройств хранения данных. Эти направления, вне всякого сомнения, будут развиваться в дальнейшем, в том числе как составляющие ILM. Однако в качестве еще одного важного достоинства ILM постоянно отмечается обеспечение соответствия, предписанного принятыми законодательными нормами США после ряда скандалов с подтасовками данных.

Возможно, это станет актуальным на территории СНГ быстрее, чем мы думаем, но пока, судя по официальному сборнику последнего московского ILM FORUM, основные внедрения продуктов EMC связаны в данном регионе с другими элементами полной стратегии ILM – системами документооборота, хранением корпоративных данных, первыми опытами в области интеграции с ERP, построения платформ для госсектора и т. д.

Да и последние приобретения EMC однозначно дают понять, что пока полнофункционального, отработанного и адаптированного к отечественным условиям ILM-решения нет. Но это не значит, что предприятия должны отбросить эти технологии или ждать их следующих версий. С полной уверенностью можно лишь утверждать, что отдельные составляющие ILM вполне могут быть востребованы и внедряться уже сегодня.