Industry 4.0 и IoT – итоги года, видение будущего, часть 3, заводы будущего Airbas и прецизионная агрокультура John Deere

11 февраль, 2016 - 17:41Андрей Зубинский

Чтобы завершить короткий цикл записей и чётко определить «что есть что», собрал в одно целое доступную информацию о программе модернизации заводов Airbus. Ею и делюсь. Никто лучше реальных специалистов огромного мощного производства обо всём этом не знает.

Итак, Airbus – это парк более 8000 произведенных самолётов уже в эксплуатации (что означает работы по его обслуживанию, модернизации etc) и пакет заказов на больше чем 15 тысяч машин (на конец 2015 года).

Программа модернизации такого сложного и мощного производства если не поучительна, то хотя бы интересна. А в контексте цепочки этих записей позволяет провести чёткую границу между довольно условными аббревиатурами и устранить все путаницы.

Единственное «но» - пример Airbus даёт только частное видение огромного сборочного производства с миллионами деталей и узлов. И с продолжительностью жизненного цикла одной сборочной линии порядка десяти лет. Это далеко не все варианты «индустрий». Просто такой степени деталировки описания, как у Airbus, мне пока не встречалось.

Планы «внутренней промышленной революции», перехода к Industry 4.0, у Airbus очень чёткие. 

Модернизация разбита на сегменты. Человеко-машинный сегмент уровня цеха, пересекающийся с ним человеко-машинный сегмент уровня проектного процесса, и, наконец, человеко-машинный сегмент уровня рабочего инструмента и контроля качества производственных процессов уровня цеха.

В первом сегменте сконцентрировано самое новое. Это «коботы» (дешёвые роботы, оптимизированные для совместной работы с человеком, это может быть даже подающий заклёпки и мелкие детали постоянно следующий за работником робот) и экзоскелетоны, разгружающие сборщиков от тяжёлых физических нагрузок и увеличивающие качество сборки. Всё это совершенно серьёзно. Потому что реально нужно и уже практически доступно.

Второй сегмент ближе к традиционным IT. Речь идёт о сквозной конструкторско-сборочной документации, о 3D-моделях, которыми практически с любых носимых устройств могут пользоваться работники. Это крайне непростая задача, потому что степень точности, используемая на этапах проектирования, на этапе сборки не нужна. Но терять то, что информативно для сборщиков, тоже нельзя. Потому речь идёт о «digital mockups» – не совсем традиционных 3D-моделях, которые автоматически генерируются из конструкторской документации и учитывают потребности работников цехов. К этому же сегменту следует отнести сквозную систему управления жизненным циклом продукта (PLM), далеко не новое слово в промышленности, но, если в ней нужен учёт всего нового, что здесь описывается (неужели кто-то может подумать, что те же «коботы» могут работать без непрерывного доступа к информации из PLM?), она радикально изменяется.

Третий сегмент – это как раз то, что и есть IoT-составляющая Industry 4.0. Это «умный инструмент». Работающий «в связке» с подсистемами PLM и с собственными IoT-сервисами, решающими задачи прогнозирования и являющимися источниками данных для глобальной системы контроля и управления качеством. «Умный инструмент» контролирует своё положение в пространстве, например. Не просто потому, что «мы теперь это можем».

Industry 4.0 и IoT – итоги года, видение будущего, часть 3, заводы будущего Airbas и прецизионная агрокультура John Deere

(просто забавное сведение - этот файл на сайте Airbus имеет имя с сочетанием букв "IoT")

Сочетание положения инструмента и сборочного узла даёт информацию для системы инструкций работнику. Простым языком – подносишь «умную электроотвёртку» к фрагменту собираемого фюзеляжа – получаешь инструкцию что ею делать именно в этом месте. Для повышения точности взаимного позиционирования инструмента и узлов конструкции используются все средства – от инерциальных датчиков до систем машинного зрения и лазерной проекции опорных сеток на конструкцию.

Директор R&D механотроники Airbus Себастьен Бориа (Sébastien Boria) чётко определяет даже классы традиционного ручного инструмента, который делается «умным и IoT» - всё для сверления, закручивания и обжима, и, конечно, для измерений.

Естественно, возможность точного определения положения инструмента в пространстве и относительно конструкции, даёт и возможность самого главного – гарантировать качество выполненной операции независимо от выполняющего операцию человека-сборщика. Точные требуемые усилия, углы поворота etc – в авиационной промышленности мелочей нет. И учёт состояния износа инструмента – это тоже плюс к результирующим показателям качества. Всё это делается с помощью того, что сейчас называется IoT. Потому что это уже возможно, дешёво (дешевизна обусловлена в первую очередь распространённостью «всего что для Internet», включая и разработчиков) и прекрасно отвечает задачам.

Ну и для полноты картины – немного о John Deere и одном из прошлогодних приобретений этой компании, Precision Planting. У самой компании John Deere есть свои клауд сервисы для прецизионной агрокультуры (в терминах компании – Precision Ag, к слову, в John Deere используют свои алгоритмы обработки больших данных, реализованные на R, а также прогностические механизмы SAP) и свои IoT системы для мониторинга полей (John Deere Field Connect) и состояния проданных машин (для планирования поставок запчастей, это пример как раз использования тех самых сенсоров IoT, о которых шла речь ранее, myjohndeere.deere.com).

Industry 4.0 и IoT – итоги года, видение будущего, часть 3, заводы будущего Airbas и прецизионная агрокультура John Deere

IoT-станция мониторинга поля John Deere, измеряет влажность почвы, температуру, влажность воздуха, оценивает точку росы, скорость ветра, объём осадков и проч.

С приобретением Precision Planting компания становится ещё большим клауд и IoT-оператором за счёт интеграции систем планирования и учёта посадочных работ. Ещё интереснее интеграционный опыт использования IoT-агросистем от разных производителей. Простота их сопряжения и достаточное количество специалистов в области «разработки с использованием Internet-протоколов» уже даёт результаты. Например, для совместного использования разных полевых сенсоров (среди которых есть очень интересные, например, оценивающие количество и вид насекомых на фруктах).

Теперь можно подвести итог.

IoT – это всё-таки «интернет». Не как пустой термин, а как использование прекрасно отработанных стеков протоколов. Можно считать это явление «большим хаком» (потому что протоколы используются не для того, для чего создавались), можно – естественной эволюцией. Это явный факт. Неявный же факт – попытки использовать интернет-протоколы «где угодно» сами породили влияние на интернет-протоколы. И вот уже есть 6LoWPAN, например. Есть COAP и MQTT. И непременно будут ещё протоколы, расширяющие понятие «интернет». Весь процесс – адаптации стека Internet к задачам, расширения круга задач и расширение стека internet – и есть, наверное, IoT. А вовсе не то, о чём пишут неисчислимые эксперты. И уж точно не злополучная «интернет-управляемая кофеварка».